LiquidSky – полноценный облачный ПК! Облачные Операционные Системы (Free OnLine) Облачная os

Современные компьютерные игры требуют значительных вложений в покупку железа, чтобы играть на средних и выше настройках. Цены колеблются из года в год и от поколения к поколению, к примеру, для покупки текущего Xbox One X нужно 30 тыс. рублей, столько же и за PlayStation 4 Pro.

В мире игр для ПК гибче выбор, но сборка компьютера с недорогой видеокартой выйдет примерно за 30 — 40 тыс. Если есть деньги, чтобы вложиться в собственную игровую систему, то появятся такие преимущества, как качественная графика и почти нулевая латентность.

Возможно, вы все еще думаете над выбором, но уже сейчас хотите играть. Может быть, вы тот, кто хочет путешествовать с легким ноутбуком и бегать в последнюю Far Cry. Игровые облачные сервисы могут быть вашим решением.

Что такое облачный сервис для игр?

Сервис облачных игр — относительно новый способ игры, который использует все преимущества серверов. Обычно вы запускаете игру на своей консоли или ПК. В то же время, игровой облачный сервис (Gaming-as-a-Service) предоставляет возможность удаленно играть, игры запускаются на серверах.

Вы входите в систему с вашего компьютера и управляете с помощью клавиатуры и мыши или геймпада. Сервер получает все ваши действия, отображает игру, а затем обратно передает видео геймплея. Это больше похоже на Netflix, чем на онлайн-игры.

Даже десять лет назад такая технология выглядела бы довольно нереалистичной. Запущенные серверы, которые были достаточно мощными, были очень дорогими. Потоковое видео высокого качества потребляло бы слишком большую пропускную способность. Задержка между входом и приемом видео привела бы к непригодности игрового процесса.

Но теперь, у нас есть быстрый интернет, можно играть на компьютерах с облачным вычислением, не нарушая игровой процесс задержкой.

Игры как Сервис

Термин «игра как услуга» не такой новый, но зависит от контекста, в каком он используется. В игровом сообществе появилось два значения: одна — новая технология, другая — бизнес-модель предоставления доступа к компьютерным играм по подписке. Иначе способ монетизации, к которой продвигаются издатели видеоигр.

В последнем случае такие компании, как Ubisoft, разрабатывают игры с ожиданием того, что игроки будут продолжать платить деньги за такие вещи, как DLC и loot box, после первой покупки. В конечном счете игроку, чтобы получить больше возможностей в игре, придется дополнительно заплатить.

Что означает облако для игр?

Игра в облаке, а не на дорогом аппаратном обеспечении, может показаться хорошим вариантом, но с несколькими оговорками.

Первая проблема заключается в том, что, хотя задержка уменьшена до той степени, что облачными играми можно пользоваться, она все равно никогда не будет такой низкой, как запуск на собственной машине. Некоторые облачные игровые сервисы предлагают тесты для проверки дополнительной задержки.

Вторая проблема заключается в том, что видео необходимо сжимать для потоковой передачи. Сжатие потока данных является ключевым моментом при сравнении сервисов и зависит от скорости соединения. Чем быстрее интернет, тем более качественные видеоуслуги можете получить. Хороший сервис будет использовать дополнительную пропускную способность и даст лучший результат.

Еще одна проблема заключается в мощности аппаратного обеспечения. Параметры железа варьируются в широких пределах между сервисами и не всегда сопоставимо. Playstation Now дает мощность PS3 или PS4, в зависимости от того, во что играете. Одни рекламируют возможности 4K, хотя не каждый ПК потянет разрешение в 4K, не говоря о его передаче по сети. Чаще всего аппаратное обеспечение будет примерно таким же мощным, как PS4 Slim, Xbox One S или игровой ПК со среднем уровнем.

Последний вопрос — удобность. Поскольку это новая технология, многие еще не улучшили пользовательский интерфейс, и могут появиться проблемы во время использования.

Например, не сможете использовать alt-tab в игре, потому что он просто не поддерживается платформой. Есть сервисы, которые не поддерживают игровые контроллеры. Большинство из них не поддерживают аудиовход для внутриигрового чата.

Зачем играть в игры через облачный сервис?

Для начала нужно определиться, готовы ли вы пойти на уступки при использовании сервиса. Услуги доступны по цене менее 10$ в месяц. Игровой ПК стоимостью 1000$ будет выплачен в течение четырех лет, плюс покупка игр.

Со временем захотите обновить свое оборудование, облачные игры, безусловно, могут быть дешевле в целом. Если хотите купить игровой ПК, но на данный момент у вас нет доступных денег, облачные игры — это разумный способ потерпеть, пока не соберете достаточно, чтобы собрать свою боевую станцию.

Возможно, у вас есть игровой ПК, и вы просто хотите узнать, заслуживает ли шумиха, окружающая PlayStation, эксклюзивные, такие как Uncharted, Shadow of the Colossus, The Last of Us и Untro Dawn. Теперь PlayStation дает возможность играть в эти игры, не вкладывая средства в свои собственные PS3 и PS4.

Еще одно преимущество заключается в том, что облачные игры могут путешествовать вместе с вами. Хороший игровой ноутбук, который сравним по весу с настольным компьютером. Если часто путешествуете и предпочитаете брать собой ноутбук, облачные игровые сервисы предлагают игровые возможности, столь же легкие, как ваш ультрабук.

Несколько платформ даже предлагают совместные игры в рамках подписки. Большим плюсом будет выбор игр из обширной библиотеки, не покупая их.

Сервисы для игр удаленно имеют перспективы на будущее. По мере того, как увеличивается качество потокового видео и уменьшается задержка из-за большего подключения людей к оптоволоконному интернету, люди будут обращать внимание на альтернативы игровым ПК.

Лучшие облачные игровые услуги, доступные сейчас

Данная технология только набирает оборот, появляются новые сервисы, способные запускать топовые игры на слабых пк. Здесь представлен список самых известных.

Playstation Now — отличный выбор для тех, у кого нет собственной игровой приставки, но хотели бы сыграть в игры, которые вышли только под эту платформу.

Подписка на месяц за 19,99$ в месяц, или 44,99$ за три месяца, вы можете играть на Playstation 3 и Playstation 4 на своем ПК. Пакет включает в себя более 600 игр, поэтому единственное, что не включено в цену, — это контроллер Playstation 4, который вам нужно будет использовать.

PS предлагает не настолько впечатляющий видеопоток, но всё же можно пользоваться. Как обычно бывает с консолями, производительность игры уступает игре на хорошем игровом ПК.

В шутера от первого лица заметна задержка, мелкие детали, особенно с листвой, выглядят сжато и уродливо. Игры от третьего лица в целом неплохо и можно комфортно играть. Обычно вы играете на ПК, но хотите попробовать игры с эксклюзивными версиями для Playstation, PS Now дает вам эту возможность по разумной цене.

Чтобы проверить сервис в действии, PS Now предлагает семидневную бесплатную пробную версию, чтобы вы могли убедиться, что она того стоит.

Если вы не хотите получить доступ к эксклюзивным играм Playstation и просто ищете игровой ПК с удаленными играми, Liquid Sky предлагает надежное решение. У Liquid Sky есть два типа подписки с часовыми ограничениями. Первая, 25-часовой вариант с семидневным сохранением за 10 долларов кажется идеальным для пользователя, который просто хочет играть во время путешествия с ноутбуком. Вторая, ежемесячная подписка начинается с 19.99 долларов в месяц и поставляется с 80 часами игрового времени.

Liquid Sky не поставляется с игровой библиотекой, но будет запускать любую имеющуюся у вас компьютерную игру. Когда вы запускаете клиента, вы можете выбирать между двумя уровнями мощности. Более мощный вариант будет использовать ваше выделенное время в два раза быстрее, но с более низким уровнем, предлагающим только 2 ГБ VRAM, это почти необходимо для любой игры, которая стоит работать в облаке, а не локально.

Liquid Sky принимает открытый игровой подход к облачному ПК. Вы можете устанавливать программы по своему усмотрению, а интерфейс имеет возможность установить пароль администратора, чтобы только вы могли получать доступ к настройкам администратора.

Потоковая передача Liquid Sky обеспечивает приятный игровой процесс. Задержка довольно низкая, а сжатие видео не отвлекает, за исключением очень загруженных сцен. Производительность системы также хороша. Заголовки AAA будут работать со средними и высокими настройками со скоростью 60 кадров в секунду. Для игроков, которые предпочитают геймпад вместо клавиатуру и мыши, Liquid Sky предлагает меню настройки для конфигурации контроллера.

В целом, если вы ищете облачный игровой сервис, который позволяет вам максимально контролировать ПК, как если бы у вас был свой, Liquid Sky предлагает по разумным ценам сервис с достаточной производительностью.

Vortex предлагает услугу для компьютерных игр, которая находится где-то между Playstation Now и Liquid Sky. Вместо того, чтобы давать вам прямой контроль над ПК, клиент Vortex предоставляет вам список совместимых игр, которые вы можете играть.

Игровая библиотека также находится посередине. Вместо того, чтобы предоставлять полную библиотеку или требовать, чтобы вы добавляли свои собственные игры, библиотека Vortex, состоящая из более чем 100 совместных игр, частично оплачивались, а со временем становились вашими.

Для тех, кто просто хочет в первый раз попробовать, или для тех, кто просто хочет увидеть, что может предложить облачная платформа, Vortex — это гибкий сервис, который не требует, чтобы вы были хорошо знакомы с запуском игр ПК, чтобы попасть на борт.

Потоковая передача не очень впечатляет, но удобна. ПК, предлагаемые Vortex, используют 3 ГБ GTX 1060. Они не являются мощными, но по-прежнему являются огромным шагом от большинства ноутбуков. Поскольку стоимость подписки Vortex составляет 9,99 долларов в месяц, она по-прежнему остается неплохой по сравнению с созданием собственного компьютера с эквивалентными характеристиками.

Сжатие и латентность заметны, но большинство игр по-прежнему будут воспроизводиться. В то же время как Vortex совместим с некоторыми быстро развивающимися играми, такими как Battlefields Doom и PlayerUnknown, он лучше подходит для таких игр, как Civilization VI или Euro Truck Simulator 2, которые в меньшей степени зависят от времени сплит-секунд.

Одна из самых приятных вещей в Vortex — это возможность просто зарегистрироваться и начать играть. Игры готовы для вас в клиенте.

Из всех облачных игровых сервисов, которые сейчас есть, GeForce Now, без сомнения, является самой впечатляющей. Он обеспечивает универсальный игровой ПК с достаточной графической мощностью, низкой латентностью и высоким качеством видео.

К сожалению, GeForce сейчас находится в закрытой бета-версии на момент написания. Вы можете подписаться и встать в очередь, но нет никакой гарантии. Nvidia также не объявила цену.

Есть еще много ожиданий, когда GeForce Now выходит из бета-версии. Никакой другой сервис не дает мне столько надежды на будущее облачных игр. Хотя он не поставляется с игровой библиотекой, как некоторые другие сервисы, она обеспечивает практически все по-другому.

С вашего Mac или PC вы можете использовать GeForce Now для доступа к одному из серверов Nvidia, оснащенному Tesla P40. Хотя трудно получить какой-либо смысл только из спецификации GPU, поскольку информации о том, как она используется, не так много, конфигурация работает достаточно хорошо. Он запускал Rise of the Tomb Raider с очень высокими настройками, удалось получить 79,35 кадра в секунду. Для тех, кто не знаком с игрой, это довольно впечатляет.

Если у вас есть монитор, способный к частоте обновления более 60 Гц, вы можете даже воспользоваться преимуществами дополнительных кадров. Хотя количество пользователей, владеющих таким монитором, но не собственным игровым ПК, вероятно, очень мало, включение этой возможности показывает, что Nvidia серьезно относится потоковой передаче.

Качество потоковой передачи впечатляет не только частотой кадров. Вы можете транслировать стандартное качество или в режиме Ultra Streaming. Ultra потребует лучшего подключения к Интернету, но обеспечит более высокую частоту обновления и более низкую задержку.

С включенным Ultra качество видео заслуживает внимания. Это, конечно, не так хорошо, как использование родного ПК, поскольку потоковое несжатое видео просто нереально сейчас, но картина все еще была резкой с минимальными артефактами сжатия.

Задержка также была достаточно низкой. Еще заметно медленнее, чем настоящий игровой ПК, но он был отзывчив даже для шутеров от первого лица, таких как Overwatch, предполагая, что вы не играете в многопользовательскую игру.

Где Playstation закрытая уникальная система, а Liquid Sky поставляется с полным доступом к облачному ПК, GeForce Now располагается где-то посередине. Он работает как ПК, но не дает вам полного доступа к системе. Вместо этого у GeForce Now есть меню запуска, в котором перечислены все совместимые игры. В целом это достойный компромисс.

Тем не менее, если игра специально не поддерживается GeForce Now, её нет. В отличие от Vortex, если вы купили ее через Steam, достаточно легко обойти. Вы сможете просто запустить игру, которой у вас нет, затем перейти к игре, в которую вы хотите играть через интерфейс Steam, и запустите ее там.

Наконец, Shadow действительно нужно упомянуть. Он пока еще не доступен, поэтому у нас не было опыта из первых рук. Зато проект делает некоторые смелые обещания, которые будут держать его на радаре.

Благодаря эквиваленту GTX 1080 для графических процессоров и обещанной потоковой передачи 4k, а также гигабитного соединения для удаленного ПК, Shadow может просто обеспечить высочайшее качество потоковой передачи.

С ценами от 34,95 до 49,95 долларов в месяц в зависимости от условий, это определенно премиальный вариант. Даже при высокой цене стоит попробовать, это может быть самым интересным вариантом.

Последние мысли

После тестирования нескольких облачных игровых сервисов, я думаю, ясно, что у них есть потенциал. Даже если они не так приятны в использовании в качестве игровой платформы, так как более быстрый доступ в Интернет становится более доступным, и эти платформы улучшаются. Использование сервисов может в конечном итоге конкурировать с домашней игровой машиной, но с гораздо большей гибкостью.

Как удобно что бы компьютер бухгалтера со всеми настройками и базами 1С всегда был с собой? А что если при этом его нельзя потерять, сломать и у него не разрядится аккумуляторная батарея?

Чудо или просто прогресс не стоит на месте — давайте разбираться!

Итак, что мы хотим получить:

  • Доступ к компьютеру откуда угодно (например из интернет кафе на отдыхе)
  • Все настройки и установленные программы сохраняются, в том числе 1С;
  • Надежное хранение данных с ежедневной резервным копированием, возможность усовершенствовать компьютер;

Решение: Мы настроим компьютер в облаке. Компьютер будет располагаться в надежном ЦОД (Центре обработке данных).

Для этого нам потребуется:

  • Определиться с выбором ЦОД, или довериться профессионалам (нам конечно же;);
  • Заключить договор и выбрать необходимую аппаратную мощность (у нас Вы можете взять облако на несколько дней для пробы абсолютно бесплатно), стоимость аренды облачного компьютера для работы в 1С начинается от 800 рублей в месяц включая НДС;
  • Установить на виртуальную машину выбранную операционную систему, на момент написания данной статьи мы предоставляли Windows Server для вашего облачного компьютера бесплатно;
  • Установить требуемое программное обеспечение, например 1С;

Мы бесплатно производим первоначальную настройку компьютера в облаке , но для любопытных немного картинок:

Выбираем тариф для компьютера в облаке:

После создания облака, можно им управлять, распределять ресурсы:

На этом этапе создается именно облако а не компьютер (виртуальная машина в облаке). Почему не компьютер сразу? Потому что Вы можете арендовать требуемые вычислительные мощности и создать несколько компьютеров и даже объединить их в виртуальную сеть.

Теперь мы создаем наш облачный компьютер (виртуальную машину):

Вам будет выделен внешний ip адрес, который позволит подключаться к вашему облачному компьютеру из любого уголка мира. При подключении Вы увидите привычный рабочий стол, как на домашнем компьютере.

Для подключения к удаленному рабочему столу в Windows Server необходимо настроить сервер терминалов, если Вы используете обычную операционную систему — то настройка производиться проще:

Не забывайте использовать сложные пароли! А так же имеет смысл почитать наши .

Подведем итоги:

  1. Теперь мы можем подключаться к облачному компьютеру откуда угодно!
  2. Наш компьютер всегда с нами и настроен как мы хотим!
  3. Мы можем улучшить облачный компьютер перейдя на другой тариф!
  4. Мы можем настроить целую сеть из компьютеров в облаке (если это требуется).
  • Уточните, какие лицензии идут бесплатно для облака и приобретите недостающие (лицензии можно арендовать);
  • Помните, что Вы можете произвести Upgrade вашего облачного компьютера просто перейдя на другой тариф;
  • Вы можете взять в аренду не одну виртуальную машину и настроить между ними сеть;
  • Вы можете арендовать VPN канал до облака — только уточните совместимость с Вашим оборудованием;

Вы всегда можете обратиться к нам за помощью!

Операционные системы – это революционное направление в развитии ОС. Все ведущие компании мира, делающие свой бизнес на компьютерах и в , активно разрабатывают свои облачные операционные системы. Например, компания Google в начале лета запустила в продажу целый модельный ряд ноутбуков и нетбуков под управлением операционной системы Google OS. Компания Apple уже этой осенью запускает новую операционную систему Apple iOS 5, которая полностью будет «заточена» под «облака».

Преимущества облачных операционных систем перед стационарными (установленными на компьютере) в следующем:
1. Не нужно устанавливать никакого программного обеспечения. Всю обработку можно производить на сервисах в интернете. Это позволяет ускорить процесс, например редактирования видео, ведь на сервисе обработка производится на таком мощном компьютере, который рядовой пользователь вряд ли сможет себе позволить. После редактирования – просто скачиваете результат к себе на компьютер или (если это возможно, а это в большинстве случаев возможно) храните его там же на сервере.
2. При использовании облачных операционных систем отпадает необходимость хранить у себя на компьютере, какой либо контент (фильмы, музыку и т.д.). Всё это хранится на сервисе.
3. Нет необходимости покупать дорогой мощный компьютер (ноутбук). Достаточно иметь тот, который позволяет комфортно пользоваться интернетом.
Начать пользоваться виртуальной ОС, можно параллельно, с установленной уже у вас на компьютере ОС, причем совершенно бесплатно. Ниже приведены несколько виртуальных ОС с краткой характеристикой каждой.


EyeOS – одна из самых первых облачных ОС. Имеет довольно аскетичный вид. Программы, встроенные в EyeOS позволяют редактировать документы, смотреть видео, слушать музыку, и т.д. К сожалению, нет поддержки русского языка.

Cloudo . Традиционный набор функций WebOS. Возможность заходить в систему с любого браузера, даже через мобильный . Как и в предыдущей облачной ОС – нет русского интерфейса.

Glide OS имеет ряд преимуществ перед остальными WebOS. Главное преимущество – выделено бесплатно 30 Гб виртуального пространства на сервере. Столько пока не выделяет ни одна облачная ОС. Ещё один плюс – можно создать шесть учётных записей (например, для всех членов семьи). В WebOS Glide реализована возможность автоматической совместимости приложений и файлов. То есть можно заходить в виртуальный компьютер (а облачные виртуальные операционные системы и являются по сути виртуальными компьютерами) с любых устройств (мобильник, смартфон, нетбук под ОС Android и т.д.). русского языка увы, пока тоже нет. Но всё интуитивно понятно.

Виртуальная операционная система iCube OOS , пожалуй самая простая в использовании WebOS. Очень много нужных полезных приложений (встроенных программ). Имеется возможность предоставлять доступ к файлам другим пользователям. Поддержки русского языка нет.

Оставьте свой комментарий!

Понятие облачных операционных систем. Обеспечение работы облачной системы и специфика ее использования. Достоинства и недостатки использования облачных ОС.

Термину «облачные вычисления» предшествовало общепринятое упрощенное обозначение: удаленные компьютеры в сети (чтобы не переходить на делали сетевой архитектуры), которые изображены внутри облака. В целом, принцип облачных вычислений не совсем привычен, но прост. При этом компьютер пользователя будет рассматриваться исключительно как часть вычислительной системы, которая прямо взаимодействует с пользователем.

В данное время львиная доля ресурсов проступает от серверов в сети (которые, собственно и получили называние облако). Приведем наиболее распространенный пример — хранение информации на сервисе типа Dropbox. При этом вы испытываете двойную выгоду: изначально для ПК не нужен большой объем локальных дисков (в прочем это не является проблемой в наши дни); кроме этого пользователю открывается доступ к личным файлам с каждого из подключенных к Интернету компьютеров.

Очевидно, что хранение информации это отнюдь не один пример облачного вычисления. В облаке можно хранить не только информацию, но и приложения. Данный принцип используется, к примеру, в «Документах Google» или Zoho Docs.

Такая облачная модель сулит разработчикам много преимуществ. Изначально следует отметить об исключении возможности применения контрафактного софта — поскольку он всегда находится исключительно на серверах. Кроме этого продажа программ является очень удобной за счет отсутствия привязки к физическому носителю. Также их не нужно передавать пользователю.

На фоне этого существенно легче протекает и техническая поддержка — ведь сбои по вине клиента очень редко встречаются, как правило, необходима очистка кэша браузера.

Однако данная система имеет и свои недостатки. Во-первых, для организации работы облачных приложений необходимы немалые вычислительные мощности, обеспеченные поставщиками ПО. Разработчики, которые хотят добиться доверия пользователей, стремятся гарантировать бесперебойное функционирование собственных сервисов, а также необходимую степень конфиденциальности и стойкости к взлому.

Концепция облачных вычислений имеет также множество противников. Такие люди считают, что пользователи данного сервиса на практике теряют контроль над своими данными. В то же время для правоохранительных органов не составит труда получить доступ к данным без ведома самого пользователя, при чем, на основании закона. Этого бы никогда не случилось при применении локально установленного программного обеспечения.

Естественно, если сервис не гарантирует надежности, он несет опасность. При его взломе злоумышленник получит контроль над информацией огромного количества пользователей, и, не исключено, что и над их компьютерами тоже.

Преимущества облачных операционных систем:

доступ к данным приложениям с различных компьютеров;

низкие системные запросы;

исключительно лицензионное ПО.

Недостатки подобных систем:

обязательное подключение к Интернету;

пользователь не имеет контроля над личными данными;

всецелая зависимость от производителей подобных сервисов.

) – редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски для Windows IT Pro Update (www.windowsitpro.com/email) и ежедневные выпуски новостей Wininfo

Еще в июне Microsoft сообщила об изменениях в стратегии развития Windows Server и представила концепцию Cloud OS - «облачной» операционной системы для инфраструктуры. Многие ошибочно восприняли это откровение как объявление о некоем продукте или услуге, тогда как на самом деле Cloud OS – это концепция будущего, ориентир дальнейшего развития других продуктов и услуг.

Концепцию Cloud OS легче понять в более широком контексте полной трансформации, затрагивающей не только Microsoft, но и всю индустрию компьютерных технологий. Основные продукты, такие как Windows и Office, сегодня поставляются и обновляются через Интернет, как онлайн-службы, и отход компании от традиционной роли поставщика локальных программных решений совершается поразительно быстро и целенаправленно.

В этом году всеобщим вниманием завладели Windows 8 и новые ориентированные на потребителей и бизнес-клиентов технологии. И в своей увлеченности мы иногда забываем о том, что этот выпуск – лишь частное проявление более общей и важной тенденции. Повсеместно в Microsoft и по всей отрасли традиционные программные продукты и локальные решения все чаще замещаются онлайн-службами.

Рассмотрим Windows 8 и Office 2013 – два наиболее заметных продукта Microsoft, выпущенных в этом году. Оба отражают текущее переходное состояние и могут быть развернуты традиционным путем, например в комплекте с упакованным новым компьютером с оптическими носителями. Однако оба продукта могут поставляться и в электронном виде, как онлайн-службы. Пользователи Windows сегодня могут дешево и легко обновить свои системы до Windows 8 через веб-программу установки, открывающую больше функциональных возможностей, чем более дорогой пакет обновления, предлагаемый в розничной сети. Office 2013 также поставляется онлайн через службу Office 365 с применением смягченных правил лицензирования, допускающих установку программного пакета на пять компьютеров и мобильных устройств.

Windows 8 и Office 2013 (и другие продукты, такие как Visual Studio 2012) будут обновляться не раз в несколько лет, как было раньше, а на постоянной основе, как онлайн-службы, такие как Office 365 и Windows Intune. Конечно, это программное обеспечение будет по-прежнему использоваться на некоторых устройствах локально. Однако способ его развертывания и обновления на этих устройствах резко изменился.

Тенденция перехода к модели служб распространяется и на данные. После постоянного увеличения размеров жестких дисков на протяжении ряда лет, современные компьютеры и мобильные устройства выпускаются с дисками SSD и другими формами твердотельных хранилищ гораздо меньшей локальной емкости. Например, портативные компьютеры после того, как их жесткий диск достиг размера 500 Гбайт, на несколько лет совершили переход на значительно менее емкие SSD-хранилища, для которых нормой стал объем в 128 Гбайт. Современные устройства под управлением Windows 8 и Windows RT, такие как Microsoft Surface, часто выпускаются с флэш-памятью объемом лишь в 32 или 64 Гбайт. Причина в том, что данные сегодня хранятся в онлайн-хранилищах и синхронизируются с устройством, либо просто доступны при наличии подключения к Интернету.

Конечно, у этих тенденций найдутся противники, поскольку в некоторых регионах мира потребители вынуждены пользоваться дорогостоящими широкополосными соединениями с платным трафиком и низким качеством предоставляемых услуг. Однако движение в сторону комбинации онлайн-служб и более упрощенных устройств – это цунами, которое нельзя ни остановить, ни замедлить. Это факт, который надо принять.

Cloud OS

На стороне сервера Microsoft сегодня предлагает традиционные локально устанавливаемые версии Windows Server и Windows Azure с «облачной» моделью предоставления, либо инфраструктуры как услуги (IaaS) либо платформы как услуги (PaaS). Основополагающее влияние Windows Server на Windows Azure хорошо известно. Однако формирование и развитие Azure также происходило не в мире локальных серверов, где вынужденные простои не просто не приветствуются, но, по сути, не допускаются. И мы сможем убедиться, что эволюция Azure впервые в Windows Server 2012 оказала влияние и на локальные решения Microsoft.

На данный момент, однако, в разгаре переходный период. Переходы – дело долгое. И уж конечно, они не совершаются путем резкого отхода от старого порядка и принуждения клиентов к принятию перемен. Это даже больше относится к рынку серверов и обслуживанию предприятий, чем к потребительским продуктам. И хотя переход к предложениям в виде предоставляемых служб на некоторых уровнях представляет собой вдохновляющий и обращенный в будущее процесс, самой сильной стороной Microsoft на данном этапе, по-моему, является то, что она не отказалась от удовлетворения потребностей клиентов в традиционно поставляемом программном обеспечении. Другими словами, помимо новых форм обслуживания, Microsoft продолжает инвестировать в традиционные серверные продукты, такие как Windows Server, System Center, SQL Server и Exchange. Кроме того, эти продукты проектируются в расчете на работу в гибридном режиме и могут органично взаимодействовать со своими «собратьями», поставляемыми в форме услуг. Это – правильный переход.

Целью Microsoft является создание Cloud OS. Это однако не предполагает появления продукта или службы с таким названием. Но само название можно воспринимать как «боевой клич» для отрасли и указание на решимость Microsoft полностью перейти на модель услуг и применить ее к миру серверов.

В первом сообщении о Cloud OS, прозвучавшем в июне, руководитель подразделения Microsoft Server and Tools Сатья Наделла отметил, что единица аппаратной абстракции как объект, управляемый серверной операционной системой, достигла уровня информационного центра. Другими словами, серверная операционная система, в качестве которой в рамках данного сценария можно рассматривать комбинацию Windows Server и System Center, не управляет одним только сервером: она управляет множеством серверов. Последствия проявляются как на физическом (центр обработки данных против одного сервера), так и на управленческом уровне. Если вы знакомы с Windows Server 2012, то понимаете, что одной из основных особенностей этого выпуска является реальное воплощение данной концепции, то есть реализация возможности одновременного управления несколькими серверами.

Дальнейшие обновления Windows Server (и System Center) будут предусматривать расширение этой функциональности. И хотя, скорее всего, локальные установки операционной системы на отдельных серверах всегда будут существовать, коллективный интеллект теперь будет выходить за рамки одной системы. Это делает Windows Server «краеугольным камнем» концепции Cloud OS от Microsoft.

По мнению инженера Microsoft Джеффри Сновера, выступавшего на конференции BUILD на тему Cloud OS, представления Microsoft о дальнейшем развитии напоминают художественный набросок, который со временем будет трансформироваться в четкий инженерный чертеж. «Cloud OS навсегда смещает фокус, - отметил он. - Серверы больше не рассматриваются в одиночку. Теперь мы мыслим категориями информационных центров».

Текущую деятельность он сравнил с давней работой над Windows NT, когда был создан слой аппаратной абстракции (HAL), позволивший несовместимым платформам, таким как Intel x86 и MIPS Technologies, функционировать в среде одной и той же операционной системы: «HAL – невоспетый герой экосистемы x86. Теперь то же самое делается для информационных центров – DHAL, если угодно«. Однако работа над DHAL в Microsoft целиком базируется на стандартных технологиях управления, что, безусловно, отличается от концепции прошлых лет.

По словам Билла Хилфа, генерального менеджера подразделения Azure, клиентам нужна однородная инфраструктура с высокой степенью воспроизводимости. «Единицей развертывания является кластер, объединяющий 1000 серверов в рамках единого модуля, - подчеркнул он. - Серверами "дирижирует" контроллер общей структуры. Поэтому говорить об отдельных серверах было бы неправильно».

Хилф отметил, что опыт Microsoft, приобретенный с Azure, породил «заколдованный круг» (в хорошем смысле), то есть двунаправленный контур с обратной связью, что дало положительный результат, поскольку усовершенствования, реализованные в Azure, воплотились в локальных продуктах, таких как Windows Server 2012 и System Center 2012. «Мы умеем применять исправления на десятках тысяч серверов без непроизводительных простоев, - отметил Хилф. - Мы называем это кластерным обновлением с автоматизированным применением исправлений на всех узлах. Привнесенные из большого общедоступного «облака» в локальные серверные продукты, эти концепции становятся реальными и ощутимыми для клиентов».

Заколдованный круг: от Azure к Windows Server 2012

Свои соображения на тему «заколдованного круга» изложил Майк Шутц, генеральный менеджер подразделения Server and Cloud в Microsoft. По его словам, разработка продукта была интересной задачей. На протяжении многих лет специалисты Microsoft, когда готовили новые выпуски Windows Server, всегда советовалась со своими клиентами и партнерами, выясняя, каких изменений и функций те ждут от будущих версий. Однако зачастую клиенты сами не знают, чего хотят. «Как сделать велосипед, если вы никогда на нем не ездили? Наши инженеры знают, что значит управлять большим общедоступным «облаком», и это знание, основанное на личном опыте и анализе собственных ошибок, вывело нас на качественно новый целевой ориентир в Windows Server 2012», - заявил Шутц.

В отношении концепции кластерного обновления он заметил, что большинство клиентов Microsoft недостаточно масштабны, чтобы воспользоваться этой функциональностью. Это, однако, не означает непригодности концепции, поскольку клиенты могут применять аналогичные функции в Windows Server на более низком уровне. Можно организовать применение исправлений и для более мелких объектов (например, узлов), обеспечивая оперативную доступность внутренней службы, как это было бы в случае онлайн-служб.

Еще один аспект – автоматизация. Вероятно, вы уже заметили, что Microsoft активно внедряет в Windows Server 2012 средства автоматизации на базе Windows PowerShell. По словам Шутца, повсеместная автоматизация – один из основополагающих принципов: «Мы хотим автоматизировать все. С помощью средств PowerShell администраторы, партнеры и все остальные смогут наращивать базовые возможности, используя собственные инструменты».

Кроме того, существуют сети. В мире размещаемых служб центры обработки данных и серверы обслуживают множество клиентов, поэтому многоарендная архитектура – необходимое требование. Большинство предприятий, услышав об «общих ресурсах», теряют интерес, но, по мнению Шутца, для этого рынка многоарендная архитектура тоже имеет смысл. «Поговорите с ними о слияниях и поглощениях, о вхождении в новую компанию с другой сетевой инфраструктурой. Вспомните об отделах кадров и финансовым отделах, представляющих принципиально разные области деятельности. Во всех этих случаях нужна согласованная общая инфраструктура», - считает он.

В Windows Server 2012 вводится концепция программно-определяемой сети, позволяющей организовать коллективно используемую, но изолированную сетевую инфраструктуру, где логические сети отделены от базовой физической сети. По словам Шутца, мы сейчас наблюдаем самую крупную трансформацию центров обработки данных: «Мы сделали это с Azure, а теперь делаем с Server 2012».

Мне понравилось данное Шутцем определение «облачных» вычислений - «службы плюс управление плюс автоматизация». Это определение напомнило мне давнюю дискуссию с Джеффом Вулси, старшим программным менеджером группы Windows Server. По его словам, идея состоит в том, что больше невозможно вести речь об отдельном сервере. Теперь следует рассматривать целый информационный центр как один компьютер или то, что мы называем единицей вычислений: «Это – широкомасштабная контейнерная структура».

Будущее, по мнению Вулси, за программным обеспечением с более высоким уровнем интеллекта, работающим на стандартизованных аппаратных средствах, способным автоматически изменять маршруты в случае отказов и поддерживать работоспособность служб и их неизменную доступность для пользователей. Порой этот процесс носит эволюционный характер, в частности, если отказоустойчивость системы обеспечивается на программном, а не на аппаратном уровне. По словам Вулси, сегодня протокол SMB устойчив к аппаратным отказам, что позволяет отказаться от приложений для управления: «Интеллектуальные приложения управления больше не нужны. Операционная система сама знает, что следует делать».