Болтливый detail cfm. Система BBR: регулирование заторов непосредственно по заторам. Конкуренция с методами регулирования заторов по потерям пакетов

    См. хвастать... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. похваляться бахвалить, хвастать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ПОХВАЛЯТЬСЯ, яюсь, яешься; несовер. (разг.). Хвалиться, хвастаться. П. обновками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Несов. разг. 1. Высказываться о себе или о ком либо, чем либо своем с похвалой; хвалиться. 2. Хвастливо обещать что либо сделать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Похваляться, похваляюсь, похваляемся, похваляешься, похваляетесь, похваляется, похваляются, похваляясь, похвалялся, похвалялась, похвалялось, похвалялись, похваляйся, похваляйтесь, похваляющийся, похваляющаяся, похваляющееся, похваляющиеся,… … Формы слов

    похваляться - похвал яться, яюсь, яется … Русский орфографический словарь

    похваляться - (I), похваля/юсь, ля/ешься, ля/ются … Орфографический словарь русского языка

    См. Похвалиться … Энциклопедический словарь

    похваляться - см. похвалиться; я/юсь, я/ешься; нсв.; разг. Похваля/ться друг перед другом. Похваля/ться своей силой … Словарь многих выражений

    похваляться - по/хвал/я/ть/ся … Морфемно-орфографический словарь

    Породою (роднею) похваляться хвастать своим знатным происхождением Ср. Наша порода еще при царях служила. Ср. И живем с ней, только ссоримся Да роднею похваляемся. Кольцов. Всякому свой талан. См. русский человек без родни не живет. См. по рылу… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Вторая Книга всеобщих заблуждений , Джон Ллойд, Джон Митчинсон. Первая "Книга всеобщих заблуждений" в Англии вышла в свет в 2006 году. И с тех пор уже в 30 странах она стала настольной книгой для тех, кто жаждет истины. Возможно, вы проштудировали ту…
  • Стихотворения из книги «Зеленая земля» , Евгений Клюев. Появление в сегодняшней литературе имени Евгения Клюева напоминает мне сказку о садовнике. Трудолюбивый и одинокий мастер много лет возделывает свой диковинный сад: беспокойные цветы, хрупкие…

Ультралегкое туристическое снаряжение становится все сложнее. Эта тенденция наиболее очевидна в постоянно эволюционирующей категории индивидуальных убежищ, более известной под названием бивачные мешки («биви»).

Если вы еще не знакомы с существующим многообразием вариантов бивуаков, самое время это исправить. Вы будете поражены разнообразием выбора и продуманностью конструкций, доступных независимому путешественнику, который стремится сократить вес переносимого снаряжения.

Кто использует бивачные мешки? Люди, которые:

  • Часто путешествуют в одиночку;
  • Совершают бигволл-восхождения, которые требуют для прохождения более одного дня;
  • Часто совершают дальние походы на велосипедах;
  • Считают каждый грамм переносимого груза;
  • Не против спать в тесном пространстве.

Основы

Бивачные мешки были придуманы для удовлетворения потребностей альпинистов, которым нужна была защита для спальных мешков от непогоды во время восхождений, занимающих несколько дней, особенно на больших стенах (big walls).

Раннее бивачные мешки представляли собой всего лишь водонепроницаемый чехол из нейлона для спальных мешков - хорошо выполнявшего функцию защиты спального мешка от дождя и с посредственными возможностями вентиляции.

Сегодня конструкция бивачных мешков включает в себя два слоя ткани. Нижний ярус обычно состоит из прочной производной нейлона (как правило, тафта (taffeta), иногда оксфорд), которые покрыты уретаном, для придания ему водонепроницаемости. Этот же материал используется большинством производителей в производстве пола палаток.

Верхний ярус, как правило, сделан из нейлона рипстоп (более легкая ткань) и обработан водонепроницаемым/дышащим ламинатом, таким как Gore-Tex ®, Tegraltex или REI Elements®.

С течением времени, оригинальный бивуак породил родственный продукт с характеристиками, подобными палатке - укрытия типа «биви» (bivy shelter ). Будучи немного тяжелее, данный тип укрытия обладает двумя особенностями, которые отсутствуют в традиционных биви - расширенная область защищенного свободного пространства и полная защита от плохих погодных условий и насекомых. Благодаря этим особенностям, растет популярность данного типа укрытия у потребителей, увлекающихся пешим туризмом, особенно у путешествующих налегке (легкоходов).

Кроме того, существует биви-подобная категория двухслойных палаток. Средний вес таких палаток (около 1,8 кг) больше, чем вес стандартного биви (900 г и меньше), но они предлагают больше внутреннего пространства наряду со скромной массой - утешительный аргумент для солистов, кому нужна возможность принять сидячее положение в своем укрытии, но и важна возможность путешествовать налегке. Примеры : REI Sololite; Kelty Clark; Walrus Micro Swift; Sierra Designs Clip Flashlight.

Бивачные мешки

Даже будучи разработанным с применением современных тканей, традиционный бивачный мешок предназначен, в первую очередь, для альпинистов или идейных минималистов - людей, которые сверлят отверстия в своих ложках, чтобы дополнительно сэкономить несколько грамм.

Обычный бивачный мешок выполняет две базовые функции : предохраняет спальный мешок от влаги и увеличивает его температурные показатели примерно на 5 °С.

Биви имеет открытую область для головы. Когда идет дождь, некоторое количество влаги может попасть внутрь через незащищенное отверстие для головы. Чтобы минимизировать попадание влаги внутрь следует потуже затянуть шнурок, расположенный вокруг этого отверстия. Конечно, таким образом отверстие для головы превратится в отверстие для носа, что для некоторых людей будет неприемлемым. Но это маленький компромисс для туриста, предпочитающего путешествовать со сверхлегким снаряжением, который высоко ценит бивачные мешки за их минимальный вес.

Другие соображения

Некоторые модели позволяют создать проймы сбоку бивачного мешка, позволяя вам сортировать снаряжение или готовить пищу, находясь в тепле и будучи защищенным от непогоды.
Молния во всю длину биви, будет полезной, предоставив больше вариантов для вентиляции.
Обратите внимание на заводскую проклейку швов, передовые бренды обычно предлагают эту полезную особенность.
Некоторые модели оснащены ремнями, которые способствуют удержанию на месте вашего коврика.
В теплых условиях, иногда, люди вообще не используют спальный мешок, а просто спят непосредственно в бивачном мешке.

Типичные представители бивачных мешков : Moonstone Personal Shelter; Standard Bivy от Outdoor Research; REI Cyclops.

Укрытия типа «биви»

Эволюция бивачных мешков произвела новую категорию невысокой палатки, известной под названием укрытий типа биви (bivy shelters). Данные модели имеют вставки из сетки, расположенные в области отверстия для головы, а также небольшие системы подвески (колышки, дуги), которые удерживают ткань над лицом туриста. В укрытии типа биви можно достичь полной изоляции от насекомых и дождя. Это может потребовать некоторой изобретательности для обеспечения вентиляции во время ливня, но этого вполне возможно достичь.

Многих туристов, путешествующих долго и налегке, укрытие типа биви с его дополнительным клиновидным укреплением в области головы способно обеспечить достаточным уровнем комфорта. В районах с постоянными дождями, укрытия типа биви теряют свою привлекательность; будет трудно пережидать бурю в укрытии, в котором нельзя принять сидячее положение. Тем не менее, использование укрытий типа биви имеет смысл с благоприятными погодными условиями, таких как Сиерра-Невада (Sierra Nevada). Примеры : Integral Designs Unishelter; Advanced Bivy Sack от Outdoor Research.

Другие соображения

Биви слишком узкий для вас? Изначально вы можете так подумать. Но не отбрасывайте сразу этот вариант укрытия. Безусловно, палатка предлагает туристам просторное, безопасное убежище с крышей над головой. Однако, биви позволяет сильнее “слиться” с природой. Это почти как сон под звездами. В то же время, у вас есть достаточная защита от дождя и насекомых, которая еще и имеет малый вес. Тем не менее, если нахождение в ограниченном пространстве вызывает у вас беспокойство, вы, скорее всего, будете не комфортно чувствовать себя в биви, особенно в плохую погоду. В таком случае, рассмотрите вариант с покупкой палатки.

Как циркулирует воздух внутри биви? Дышащий/водонепроницаемый ламинат, такой как Gore-Tex, позволяет влаге испаряться через ткань. Не позволяя, в то же время, каплям дождя просачиваться сквозь ткань. Дышащие/водонепроницаемые бивачные мешки лучше всего проявят себя в ситуациях, где теплое, вспотевшее тело туриста отдыхает в холодных и сухих условиях. В дождливых условиях, несмотря на то, что современные биви спроектированы с достаточным количеством перекрывающего материала и застежками-молниями, вряд ли вам придется полностью застегивать их. Ручное проветривание помогает поддерживать приемлемый уровень влажности внутри бивачного мешка.

Возможно ли образование конденсата внутри биви? Потенциально, да. По сути, биви является однослойной палаткой. Теплое испарение, исходящее от вашего тела и легких, поднимаясь, сталкивается с более холодным воздухом. Когда пар вступает в контакт с ламинатом бивачного мешка, воздух больше не может транспортировать все влагу, таким образом, некоторое ее количество собирается на внутренней стороне рассматриваемой ткани. В двухслойной палатке эта влага проходит сквозь дышащий внутренний тент и оседает на внешнем. В случае с биви, это может привести к скоплению небольшого количества влаги на его внутренней стороне. В холодных условиях, это может привести к образованию ледяной корки на внутренней стороне.

Действительно ли в бивачном мешке спальный мешок будет сухим? В дождливых (влажных) погодных условиях, ткань Gore-Tex, иногда, может производить холодные и влажные ощущения при контакте с кожей, но это только ощущение, а не промокание ткани. Хорошая вентиляция помогает минимизировать это ощущение.

Краткий итог

Бивачные мешки : Будут хорошим выбором для альпинистов и путешественников-минималистов, которые ходят в короткие (одно- и двухдневные) походы. Требует мышления, которое хорошо приспосабливается к спартанским условиям.

Укрытия типа биви: Популярны в рядах ультралегкоходов, путешествующих на большие расстояния и у велотуристов. Хороший выбор для туристов, путешествующих в областях с небольшим количеством осадков. Дополнительное пространство и полная защита делают их приемлемым вариантом для туристов, которые способны психологически адаптироваться к тому, чтобы провести ночь в ограниченном пространстве. Узкие, но легкие.

Малогабаритные палатки: Некоторые модели в диапазоне 2 кг предлагают сочетание простора и скромного веса; во многих случаях будут предпочтительным выбором для среднестатистического туриста.

Mod F1 1983 y 1984 para RFactor:
Estimados compañeros de la pasión del automovilismo virtual:
Inspirado en los gráficas de los maravillosos mods 1982, 1983 y 1984 de Pedro & Ripping Corpse para GP4 y las físicas del espectacular supermod 1978-2008 de Birkuc para F1C, Labombarda tiene el agrado de anunciarles la próxima salida del Mod F1 temporadas 1983 y 1984 para rFactor.
Adelantándonos a los posibles cambios de reglas en la F1 para 2012 con el regreso de los motores turbo y el efecto suelo, les traigo estas espectaculares temporadas.
Por primera vez, un solo mod albergará dos temporadas juntas completas.
Además contará con todos los coches de las mismas temporadas en sus diferentes versiones y con sus distintas variedades de pintado para los eventos históricos.
El mod contará con la posibilidad de escoger por defecto la configuración para correr en ligas (LE) y a través de las mejoras acceder a la versión histórica (HE) de los diferentes veriantes de un modelo y hasta los distintos modelos usados en la temporada.

English:
RFactor Mod F1 Season 1983 and 1984:
Dear friends of virtual motor racing passion:
Inspired in graphics of wonderful GP4 mods 1982, 1983 and 1984 by Peter & Ripping Corpse and the physics of the spectacular Birkuc supermod 1978-2008 for F1C, Labombarda is pleased to announce the forthcoming release of F1 Mod seasons 1983 and 1984 for rFactor.
In advance of the possible rule changes in F1 in 2012 with the return of turbo engines and the ground effect, I bring these spectacular seasons for you.
For the first time, a single mod will have two full seasons together.
Also enjoy all the cars of the same seasons in different versions and different varieties of painting to historical events (skins).
The mod will feature a choice of default settings to run leagues (League Edition) and through improved access to the historical version (HE) of the various veriantes of a model and to the various models used in the season.
Commin soon!. Stay tuned!

French:
1983 et 1983 Mod F1 pour rFactor:
Chers compatriotes moteur de course virtuelle passion:
Inspiré par les mods graphiques merveilleux 1982, 1983 et 1984 Peter & Ripping Corpse à GP4 et spectaculaire supermod physique de Birkuc pour F1C 1978-2008, Labombarda est heureuse d"annoncer la sortie prochaine de F1 Mod saisons 1983 et 1984 pour rFactor.
En prévision des changements de règles possible en F1 en 2012 avec le retour des moteurs turbo et l"effet de sol, je vous apporte ces saisons spectaculaires.
Pour la première fois, un mod unique maison de deux saisons complètes ensemble.
Profitez également de toutes les voitures de la même saison dans différentes versions et différentes variétés de la peinture à des événements historiques.
Le mod proposera un choix de paramètres par défaut pour exécuter lieues (LE) et par un meilleur accès à la version historique (SE) de la veriantes différentes d"un modèle et les différents modèles utilisés dans la saison.
Pronto. Restez à l"écoute!

Portuguese:
Mod F1 1983 e 1984 pra rFactor:
Caros colegas de paixã na corridas virtuais:
Inspirado pelas graficas dos maravilhosos mods 1982, 1983 e 1984, da Peter & Ripping Corpse pra GP4 e pelas físicas da espetacular supermod de Birkuc pra F1C 1978-2008, Labombarda tem o prazer de anunciar o próximo lançamento do Mod F1 das estações 1983 e 1984 para o rFactor.
Em antecipação a possíveis mudanças de regras na Fórmula 1 em 2012 com a volta dos motores turbo e do efeito solo, trago essas temporadas espetaculares pra voçés.
Pela primeira vez, um mod single vai abrigar duas temporadas juntas.
Também pode desfrutar de todos os carros das estações do ano mesmo em diferentes versões e diferentes variedades de pintura para os acontecimentos históricos.
O mod contará com uma escolha de configurações padrão para correr léguas (LE) e através de um melhor acesso à versão histórica (HE) da veriantes diferentes de um modelo e para os diferentes modelos usados na época.
Pronto. Fique ligado!...

Algunas imágenes:
1983:
http://img696.imageshack.us/img696/2485/grab112i.jpg
http://img155.imageshack.us/img155/8558/grab105.jpg
http://img135.imageshack.us/img135/2571/grab106.jpg
http://img683.imageshack.us/img683/3360/grab108.jpg
http://img268.imageshack.us/img268/9837/grab109j.jpg
http://img846.imageshack.us/img846/5549/grab111.jpg

1984:
http://img15.imageshack.us/img15/7954/grab081v.jpg
http://img847.imageshack.us/img847/299/grab080.jpg
http://img690.imageshack.us/img690/1622/grab094x.jpg





http://img833.imageshack.us/img833/358/grab095.jpg
http://img822.imageshack.us/img822/189/grab096j.jpg
http://img862.imageshack.us/img862/9211/grab097.jpg
http://img683.imageshack.us/img683/6969/grab098r.jpg
http://img844.imageshack.us/img844/2229/grab099.jpg
http://img576.imageshack.us/img576/1895/grab100.jpg
http://img801.imageshack.us/img801/3871/grab102.jpg
http://img263.imageshack.us/img263/9191/grab104.jpg

Mod F1 1983 & 1984 para RFactor:
1 Mod
2 Temporadas / Seasons / Saisons (1983 – 1984)
3 Tire Brands / Marcas de Neumáticos / Marque de pneu / Marca do pneu
4 Continents /Continentes
7 Engines / Motores / Moteurs
Alfa Romeo 1260V12 890T v8
BMW 12/13 L4t
Ferrari 021 V6t 031 V6 t
Ford Cosworth DFV-V8 DFY-V8
Hart 415T L4 t
Honda RA163E V6 t
Renault EF1 V6t EF4 V6t
TAG Porsche P01 V6t
15 Countries / Países
16 Teams / Equipos / Equipes:
Alfa Romeo 183T 184T
Arrows A6 A7
ATS D6 D7
Brabham BT52 BT52B
Ferrari 126C2B 126C3 126C4
Ligier JS21 JS23
Lotus 91 92 93T 94T 95T
McLaren MP4/1C MP4/1E MP4/2
Osella FA1D FA1E FA1F
RAM-March 01
RAM 01 02
Reanault RE30C RE40 RE50
Spirit 201 201C 101
Theodore N183
Toleman TG183B TG184
Tyrrell 011 012
Williams FW08C FW09 FW09B

All drivers, all versions of the cars. / Todos los pilotos, todas las versiones de los coches. / Tous les pilotes, toutes les versions des voitures. / Todos os drivers, todas as versões dos carros

Algunas instrucciones:
1 – Los coches tiene limitador en boxes: Si bien en esa época, los coches F1 no tenían limitador, aquí decidí ponerlos ya que el track-pack tiene como límite en boxes 300 km/h con lo cual de hecho en la práctica no habría limitador. La utilidad del botón del limitador es que éste enciende la luz intermitente de boxes. Sin limitador la luz no funcionaba. Por ello opté en poner el limitador.
2 – Los autos tienen un filtro para cada trazado real del trackpack, discriminado si clasificaron o no. De este modo cada vehiculo/piloto tendrá en sus filtros (clases) la carrera en la que participó (se inscribió al menos) y si clasificó o no. Si se desea correr una pista tal cual históricamente ocurrió tendremos variabilidad en la cantidad de pilotos que se presentaron a cada carrera (AI). Para correr con todos los pilotos, habrá que ir agregando AI hasta que empiecen a repetirse. Una alternativa será poner en el Track-pack de cada pista la cantidad de AI real de cada evento.
3 – Para efectuar campeonatos individuales con el trackpack de VirtualClassics deberán elegir un coche que pueda correr todo el campeonato. Para ello verificar que el el archivo .rfm, debajo de Season =, las opciones de “Vehicle Filter =” coincidan con las diferentes clases del archivo veh del coche elegido.
4 – Para salir de boxes un poco más rápido conviene salir con las revoluciones del motor altas y de una manera inconstante para evitar trompos.
5 – Por defecto las gomas tiene poco aire. Facilitan la conducción inicial, pero los mejores tiempos saldrán una vez infladas con mayor presión.
6 – La asignación del turbo esta seleccionada por defecto en su menor potencia (4 ó 5) para preservar la vida útil del motor. Subir esta asignación, dará mayor potencia pero bajará la vida útil del motor y calentará con mucha mayor facilidad. Si bien esto podría solucionarse aumentando el tamaño de los radiadores, en contraprestación tendrán menos eficiencia aerodinámica.
7 – Thanks to "Labombarda Consulting Management " for sponsoring this mod / Gracias a "Labombarda Consulting Management" por patrocinar este mod / Merci à "Labombarda Consulting Management" pour le parrainage de ce mod / Graças à "Labombarda Consulting Management" para patrocinar este mod / Grazie al " Management Consulting Labombarda" per sponsorizzare questo mod

Enlaces:
Presentacion (Moviefiles)
http://www.megaupload.com/?d=10SOYTUT
http://depositfiles.com/files/nsjljd9hy

Comentarios en español (voces Mercado y Benedetto)
http://www.megaupload.com/?d=SZUTQNB3
http://depositfiles.com/files/txd41xqmj

Mod. F1 1983 & 1984, parte principal
http://www.megaupload.com/?d=44BZ18KV

VERSION 1.2:
New textures for tyres & correct bug suspension in Ligier84 hdv. Hiss brakes sound was adjusted. Engines on upgrades were corrected.
Changes on the downforce levels afecting front and rear wing (new increment value and default settings) body and diffuser to make the car more nervous.
Changed weight of cars (adding 80 kg for driver&stuffs weight to cars). Changed inertia levels as consecuence of a major weight.
Changed CGHeight making it taller and different between cars. +0.03 aprox
Changed AIPerfUsage to let ai drivers better cornering. AIPerfUsage=(0.990, 0.950, 0.960) //(0.990, 0.960, 0.930)
Changed LeftCasterRange & RightCasterRange to feel better steering (realfeel support). (16 to 40)
Revised engines.ini files (New reving map and IdleRPMLogic=(2000, 3000) to enhace the starting).
Fixed Laffite for Lafitte.
Adding the League Edition fully functional.
Changes in to solve problem of overlapping of some cars in the spinner.

VERSION 1.2:
Nuevas texturas para los neumáticos y corrección del fallo en la suspensión del HDV del Ligier84. El sonido del silbido de los frenos se atenuó. Se corrigió la selección de los motores en los upgrades.
Cambios en los niveles de carga aerodinámica afectando los alerones delantero y trasero (nuevo valor de incremento y la configuración por defecto), el cuerpo del coche y el difusor para hacerlo más nervioso.
Cambió el peso de los coches (la adición de 80 kg para el conductor y su equipamiento en el de peso a los coches). Cambiaron los niveles de la inercia como consecuencia de un peso mayor.
Cambiado CGHeight por hacerlo es más alto y diferente entre los coches. 0.03 aprox
Cambiado AIPerfUsage para que los conductores de IA mejoren en las curvas. AIPerfUsage = (0.990, 0.950, 0.960) / / (0,990, 0,960, 0,930)
Cambiado LeftCasterRange y RightCasterRange para mejorar la sensación de la dirección (apoyo para RealFeel). (16 a 40)
Revisados ??los archivos engines.ini (Nuevo mapa revolucionado y IdleRPMLogic = (2000, 3000) para potenciar el arranque del coche).
Corrección a Laffite para Lafitte
Adición de la Edición Liga Totalmente funcional.
Se cambió los para resolver el problema de la superposición de algunos coches en la presentación (spinner).

Latest Formula 1 1983-1984 Comments

Python is loaded with tons of useful modules (urllib2 and serial, for example) ready to use, and their documentation is very, very good.

  • Перевод

Измерение пропускной способности узких мест по времени двойного прохода пакета

По всем параметрам, сегодняшний интернет не может перемещать данные так быстро, как должен. Большинство пользователей сотовой связи в мире испытывают задержки от нескольких секунд до нескольких минут: публичные точки WiFi в аэропортах и на конференциях ещё хуже. Физикам и климатологам нужно обмениваться петабайтами данных с коллегами по всему миру, но они сталкиваются с тем, что их тщательно продуманная многогигабитная инфраструктура часто выдаёт всего несколько мегабит в секунду на трансконтинентальных линиях.

Эти проблемы возникли из-за выбора архитектуры, который был сделан при создании системы регулирования заторов TCP в 80-е годы - тогда потерю пакетов решили интерпретировать как «затор». Эквивалентность этих понятий была справедливой для того времени, но только из-за ограничений технологии, а не по определению. Когда NIC (контроллеры сетевых интерфейсов) модернизировали с мегабитных до гигабитных скоростей, а микросхемы памяти - с килобайт до гигабайт, до связь между потерей пакетов и заторами стала менее очевидной.

В современном TCP регулирование заторов по потере пакетов - даже в наиболее совершенной технологии такого рода CUBIC - основная причина этих проблем. Если буферы узких мест слишком большие, то система регулирования заторов по потере пакетов держит их полными, вызывая излишнюю сетевую буферизацию. Если буферы слишком маленькие, то система регулирования заторов по потере пакетов неверно интерпретирует потерю пакета как сигнал затора, что ведёт к снижению пропускной способности. Решение этих проблем требует альтернативы регулированию заторов по потере пакетов. Для нахождения этой альтернативы следует разобраться, где и как возникают заторы.

Затор и узкое место

В любой момент времени в (полнодуплексное) соединении TCP есть только одно самое медленное звено или узкое место в каждом направлении. Узкое место важно по следующим причинам:
  • Оно определяет максимальную скорость передачи данных по соединению. Это главное свойство несжатого потока данных (например, представьте шестиполосное шоссе в час пик, если из-за ДТП один небольшой отрезок дороги ограничен всего одной полосой. Трафик перед местом ДТП будет двигаться не быстрее, чем трафик через эту полосу.
  • Это то место, где постоянно образуются очереди. Они уменьшаются только в том случае, если интенсивность исходящего потока из «бутылочного горлышка» превысит интенсивность входящего потока. Для соединений, работающих на максимальной скорости передачи все исходящие потоки к узкому месту всегда имеют более высокую интенсивность исходящего потока, так что очереди перемещаются к «бутылочному горлышку».
Независимо от того, сколько линков в соединении и какие у них скорости по отдельности, с точки зрения TCP сколь угодно сложный маршрут представляется как единое соединение с одинаковым RTT (время двойного прохода пакета, то есть время прохождения в оба конца) и пропускной способностью узкого места. Два физических ограничения, RTprop (round-trip propagation time, время двойного прохода пакета) и BtlBw (bottleneck bandwidth, пропускная способность узкого места), влияют на производительность передачи. (Если бы сетевой путь был материальной трубой, RTprop был бы длиной трубы, а BtlBw - её диаметром).

На иллюстрации 1 показаны разнообразные сочетания RTT и скорости передачи с объёмом данных в полёте , то есть inflight (данные отправлены, но без подтверждения доставки). Синие линии показывают ограничение RTprop, зелёные линии - ограничение BtlBw, а красные линии - буфер узкого места. Операции в серых областях невозможны, поскольку противоречат хотя бы одному ограничению. Переходы между ограничениями привели к образованию трёх районов (app-limited, bandwidth-limited и buffer-limited) с качественно разным поведением.

Рисунок 1

Когда в полёте недостаточно данных, чтобы заполнить трубу, RTprop определяет поведение; в противном случае доминирует BtlBw. Линии ограничения пересекаются в точке , она же BDP трубы (bandwidth-delay product, производное пропускной способности и задержки). Поскольку труба полная после этой точки, то излишек создаёт очередь к узкому месту, что приводит к линейной зависимости RTT от данных inflight, показанной на верхнем графике. Пакеты отбрасываются, когда излишек превышает вместимость буфера. Затор - это просто непрерывное нахождение справа от линии BDP, а регулирование заторов - некая схема для установления ограничения, как далеко справа от линии BDP, в среднем, происходит передача данных.

Регулирование заторов по потерям работает на правой границе района, ограниченного пропускной способностью канала (bandwidth-limited), обеспечивая полную пропускную способность узкого места за счёт больших задержек и частой потери пакетов. В те времена, когда память была дорога, размеры буфера лишь немного превышали BDP, что минимизировало избыточную задержку регулирования заторов по потерям. Последующие снижения цен на память привели к увеличению излишней сетевой буферизации и росту RTT до секунд вместо миллисекунд.

На левом краю района, ограниченного пропускной способностью канала, есть рабочая точка с лучшими условиями, чем справа. В 1979 году Леонард Клейнрок показал, что данная рабочая точка оптимальна, она максимизирует фактическую пропускную способность с минимизацией задержек и потерь, как для отдельных соединений, так и для сети в целом . К сожалению, примерно в то же время Джеффри Яффе доказал, что невозможно создать распределённый алгоритм, который сходится в этой рабочей точке. Этот вывод изменил направление исследований. Вместо поиска распределённого алгоритма, который стремится к оптимальной рабочей точки Клейнрока, исследователи начали изучать альтернативные подходы к регулированию заторов.

Наша группа в компании Google каждый день тратит часы на изучение логов с перехватами заголовков пакетов TCP со всего мира, осмысляя аномалии и патологии поведения. Обычно мы первым делом ищем ключевые характеристики маршрута, RTprop и BtlBw. То, что их можно вывести из сетевых трейсов, позволяет предположить, что вывод Яффе мог быть не таким однозначным, как когда-то казалось. Его вывод полагается на фундаментальную неопределённость измерения (например, будь измеренное увеличение RTT вызвано изменением длины пути, уменьшением пропускной способности узкого места или увеличением задержки в очереди из-за трафика от другого соединения). Хотя невозможно устранить неопределённость каждого конкретного измерения, но поведение соединения во времени даёт более ясную картину, подсказывая возможность применения стратегий измерений, созданных для устранения неопределённости.

Совместив эти измерения с надёжным следящим контуром, применив последние достижения в системах управления , можно надеяться на разработку распределённого протокола регулирования заторов, который реагирует на действительный затор, а не на потерю пакетов или кратковременную задержку в очереди. И он будет с высокой вероятностью сходиться в оптимальной рабочей точке Клейнрока. Так начался наш трёхлетний проект по разработке системы управления заторами на основе измерения двух параметров, которые характеризуют маршрут: пропускной способности узкого места и времени двойного прохода пакета, или BBR.

Характеристика узкого места

Соединение работает с максимальной пропускной способностью и минимальной задержкой, когда (баланс скорости) скорость прибытия пакетов к узкому месту равняется BtlBw и (полный канал) общее количество данных в полёте равняется BDP ().

Первое условие гарантирует, что узкое место используется на 100%. Второе гарантирует, что у нас достаточно данных, чтобы предотвратить простой узкого места, но не переполнить канал. Условие баланса скорости само по себе не гарантирует отсутствия очереди, только её неизменный размер (например, если соединение начинается с отправки 10-пакетного Initial Window в пятипакетный BDP, затем работает в точности на одинаковой скорости узкого места, то пять из десяти начальных пакетов заполнят канал, а излишек сформирует стоячую очередь в узком месте, которая не сможет рассосаться). Точно так же, условие полного канала не гарантирует отсутствия очереди (например, соединение отправляет BDP всплесками по BDP/2 и полностью использует узкое место, но но средняя очередь составляет BDP/4). Единственный способ минимизировать очередь в узком месте и по всему каналу - это соответствовать обоим условиям одновременно.

Значения BtlBw и RTprop изменяются в течение срока жизни соединения, так что их следует постоянно оценивать. В настоящее время TCP отслеживает RTT (интервал времени между отправкой пакета данных до сообщения о его доставке), потому что это требуется для определения потерь. В любой момент времени ,


где представляет собой «шум» от очередей вдоль маршрута, стратегию получателя с задержкой подтверждений, скопление подтверждений и т.д. RTprop - это физическая характеристика соединения, и она изменяется только при изменении самого канала. Поскольку изменения канала происходят во временном масштабе RTprop , то беспристрастной и эффективной оценкой времени будет
то есть запуск во временном окне (которое обычно составляет от десятков секунд до минут).

В отличие от RTT, ничто в спецификациях TCP не требует реализации для отслеживания пропускной способности узкого места, но хорошую оценку этого можно получить из отслеживания скорости доставки. Когда подтверждение о доставке какого-то пакета возвращается к отправителю, оно показывает RTT пакета и анонсирует доставку данных в полёте, когда пакет отбывает. Средняя скорость доставки между отправкой пакета и получением подтверждения - это отношение доставленных данных к прошедшему времени: . Эта скорость должна быть меньше или равна пропускной способности узкого места (количество по прибытию точно известно, так что вся неопределённость заключается в , которая должна быть больше или равна настоящему интервалу прибытия; поэтому отношение должно быть меньше или равно настоящей скорости доставки, которое, в свою очередь, ограничено сверху ёмкостью узкого места). Следовательно, максимальное окно скорости доставки - это эффективная, беспристранстная оценка BtlBw:


где окно времени обычно составляет от шести до десяти RTT.

TCP должен записать время отправки каждого пакета, чтобы вычислить RTT. BBR дополняет эти записи общим количеством доставленных данных, так что прибытие каждого подтверждения сообщает одновременно и RTT, и результат измерения скорости доставки, которую фильтры преобразуют в оценки RTprop и BtlBw.

Заметьте, что эти значения полностью независимы: RTprop может изменяться (например, при изменении маршрута), но обладает тем же узким местом, или BtlBw может изменяться (например, когда меняется пропускная способность беспроводного канала) без изменения маршрута. (Независимость обеих сдерживающих факторов - там причина, почему они должны быть известны, чтобы связать поведение при отправке с маршрутом доставки). Поскольку RTprop виден только с левой стороны BDP, а BtlBw - только с правой стороны на рисунке 1, то они подчиняются принципу неопределённости: всякий раз, когда одно из двух можно измерить, второе измерить невозможно. Интуитивно это можно понять следующим образом: чтобы определить ёмкость канала, его нужно переполнить, что создаёт очередь, которая не даёт возможность измерить длину канала. Например, приложение с протоколом запросов/ответов может никогда не отправить достаточно данных для заполнения канала и наблюдения BtlBw. Многочасовая передача большого массива данных может всё своё время потратить в районе с ограниченной пропускной способностью и получить только единственный образец RTprop от RTT у первого пакета. Присущий принцип неопределённости означает, что вдобавок к оценкам для восстановления двух параметров маршрута, должны быть такие состояния, которые отслеживают одновременно и что можно узнать в текущей рабочей точке и, по мере того как информация теряет свежесть, как перейти в рабочую точку, где можно получить более свежие данные.

Сопоставление потока пакетов с путём доставки

Основной алгоритм BBR состоит из двух частей:

Когда получаем подтверждение (ack)

Каждое подтверждение предоставляет новый RTT и измерения средней скорости доставки, которая обновляет оценки RTprop и BtlBw:

Function onAck(packet) rtt = now - packet.sendtime update_min_filter(RTpropFilter, rtt) delivered += packet.size delivered_time = now deliveryRate = (delivered - packet.delivered) / (delivered_time - packet.delivered_time) if (deliveryRate > BtlBwFilter.currentMax || ! packet.app_limited) update_max_filter(BtlBwFilter, deliveryRate) if (app_limited_until > 0) app_limited_until = app_limited_until - packet.size
Проверка if нужна из-за проблемы неопределённости, о которой говорилось в последнем параграфе: отправители могут быть ограничены приложением, то есть у приложения могут закончиться данные для заполнения сети. Это довольно типичная ситуация из-за трафика запрос/ответ. Когда есть возможность для отправки, но никакие данные не отправляются, BBR помечает соответствующие образцы пропускной способности как «ограниченные приложением», то есть app_limited (см. псевдокод send()). Этот код определяет, какие образцы включать в модель пропускной способности, так что он отражает именно сетевые ограничения, а не лимиты приложения. BtlBw является твёрдым верхним ограничением скорости доставки, так что полученная по результатам измерения скорость доставки большая, чем текущая оценка BtlBw, должна означать заниженную оценку BtlBw, независимо от того, был ли образец ограничен приложением или нет. В противном случае образцы с ограничением приложения отбрасываются. (Рисунок 1 показывает, что в регионе с ограничением приложения deliveryRate параметр BtlBw занижен). Такие проверки предотвращают заполнение фильтра BtlBw заниженными значениями, из-за которых отправка данных может замедлиться.

Когда данные отправляются

Для соотнесения скорости прибытия пакетов со скоростью вылета из узкого места BBR отслеживает каждый пакет данных. (BBR должен соответствовать rate узкого места: это значит, что отслеживание является неотъемлемой частью архитектуры и фундаментальной частью работы - поэтому pacing_rate является основным контрольным параметром. Вспомогательный параметр cwnd_gain связывает inflight с небольшим множеством BDP для обработки типичных патологий сети и получателя (см. ниже главу по задержанным и растянутым подтверждениям). Концептуально, процедура send в TCP выглядит как следующий код. (В Linux отправка данных использует эффективную процедуру массового обслуживания FQ/pacing , которая обеспечивает BBR линейную производительность одиночного соединения на мультигигабитных каналах и обрабатывает тысячи соединений с более низкой скоростью с незначительным оверхедом CPU).

Function send(packet) bdp = BtlBwFilter.currentMax × RTpropFilter.currentMin if (inflight >= cwnd_gain × bdp) // wait for ack or retransmission timeout return if (now >= nextSendTime) packet = nextPacketToSend() if (! packet) app_limited_until = inflight return packet.app_limited = (app_limited_until > 0) packet.sendtime = now packet.delivered = delivered packet.delivered_time = delivered_time ship(packet) nextSendTime = now + packet.size / (pacing_gain × BtlBwFilter.currentMax) timerCallbackAt(send, nextSendTime)
Поведение в устойчивом состоянии

Скорость и количество данных, отправляемых по BBR, зависит только от BtlBw и RTprop, так что фильтры контролируют не только оценки ограничений узкого места, но и их применение. Это создаёт нестандартный контур управления, изображённый на рисунке 2, на котором показаны RTT (синим), inflight (зелёным) и скорость доставки (красным) на протяжении 700 миллисекунд для 10-мегабитного 40-миллисекундного потока. Жирная серая линия над скоростью доставки - это состояние фильтра BtlBw max. Треугольные формы получаются от цикличного применения коэффициента pacing_gain в BBR для определения увеличения BtlBw. Коэффициент передачи в каждой части цикла показан выровненным по времени с данными, на которые он повлиял. Этот коэффициент сработал на RTT раньше, когда данные отправлялись. Это показано горизонтальными неровностями в описании последовательности событий с левой стороны.


Рисунок 2

BBR сводит к минимум задержку, потому что основная часть времени проходит с одной и той же BDP в действии. За счёт этого узкое место передвигается к отправителю, так что увеличение BtlBw становится незаметным. Следовательно, BBR периодически тратит интервал RTprop на значении pacing_gain > 1, которое увеличивает скорость отправки и объём отправленных данных без подтверждения доставки (inflight). Если BtlBw не меняется, то очередь создаётся перед узким местом, увеличивая RTT, что сохраняет неизменным показатель deliveryRate . (Очередь можно устранить, отправляя данные с компенсирующим значением pacing_gain < 1 для следующего RTprop). Если BtlBw увеличивается, то скорость deliveryRate тоже увеличивается, а новое максимальное значение фильтра немедленно увеличивает базовую скорость отслеживания (pacing_rate ). По этой причине BBR приспосабливается к новому размеру узкого места экспоненциально быстро. Рисунок 3 показывает этот эффект на 10-мегабитном 40-миллисекундном потоке, который BtlBw внезапно увеличивает до 20 Мбит/с после 20 секунд устойчивой работы (в левой части графика), затем сбрасывает до 10 Мбит/с после ещё 20 секунд устойчивой работы на 20 Мбит/с (правая часть графика).


Рисунок 3

(По сути, BBR - это простой пример управляющей системы «макс-плюс», нового подхода к системам управления, основанном на нестандартной макс-плюс алгебре . Этот подход позволяет адаптировать скорость [управляется коэффициентом передачи max ] независимо от роста очереди [управляется коэффициентом передачи average ]. В применении к нашей задаче это сводится к простому, безусловному контуру управления, где адаптация к изменениям физических ограничений автоматически осуществляется изменением фильтров, выражающих эти ограничения. Традиционная система потребовала бы создания множества контуров управления, объединённых в сложный конечный автомат, чтобы добиться такого результата).

Поведение при запуске одиночного потока BBR

Современные реализации обрабатывают события вроде запуска (startup), закрытия (shutdown) и возмещения потерь (loss recovery) с помощью алгоритмов, реагирующих на «события», с большим количеством строк кода. В BBR используется код, приведённый выше (в предыдущей главе «Сопоставление потока пакетов с путём доставки»), для всего. Обработка событий происходит путём прохода через последовательность «состояний». Сами «состояния» определены таблицей с одним или несколькими фиксированными значениями коэффициентов и критериев выхода. Основное время тратится в состоянии ProbeBW, которое описано в главе «Поведение в устойчивом состоянии». Состояния Startup и Drain используются при запуске соединения (рисунок 4). Чтобы обрабатывать соединение, где пропускная способность увеличивается на 12 порядков, в состоянии Startup реализован алгоритм двоичного поиска для BtlBw, где используется коэффициент передачи для двукратного увеличения скорости передачи, когда увеличивается скорость доставки. Так определяется BtlBw в RTT, но в то же время создаёт излишнюю очередь до . Как только Startup находит BtlBw, система BBR переходит в состояние Drain, которое использует обратные коэффициенты передачи Startup, чтобы избавиться от излишней очереди, а затем - в состояние ProbeBW, как только inflight опускается до линии BDP.


Рисунок 4

Рисунок 4 показывает первую секунду 10-мегабитного 40-миллисекундного потока BBR. На верхнем графике отложено время и последовательность событий, а также прогресс отправителя (зелёным) и получателя (синим): объём переданных и полученных данных. Красная линия показывает показатели отправителя по технологии CUBIC при тех же условиях. Вертикальные серые линии означают моменты перехода между состояниями BBR. На нижнем графике - изменение времени двойного прохода пакетов (RTT) обоих соединений. Обратите внимание, что шкала времени для этого графика соответствует времени получения подтверждения о прибытии (ack). Поэтому может показаться, что графики будто смещены во времени, но на самом деле события внизу соответствуют тем моментам, когда система BBR узнаёт об этих событиях и реагирует.

Нижний график на рисунке 4 сравнивает BBR и CUBIC. Сначала их поведение почти одинаково, но BBR полностью опустошает образовавшуюся при запуске соединения очередь, а CUBIC не может этого сделать. У неё нет модели трассы, которая сообщила бы, сколько отправленных данных являются излишними. Поэтому CUBIC менее агрессивно наращивает передачу данных без подтверждения доставки, но этот рост продолжается до тех пор, пока буфер узкого места не переполнится и не начнёт отбрасывать пакеты, или до достижения лимита у получателя на отправленные данные без подтверждения (окно приёма TCP).

Рисунок 5 показывает поведение RTT в первые восемь секунд соединения, изображённого на предыдущем рисунке 4. Технология CUBIC (красным) заполняет весь доступный буфер, затем крутится между 70% и 100% заполнения каждые несколько секунд. После запуска соединения BBR (зелёным) работает практически без создания очереди.


Рисунок 5

Поведение, когда несколько потоков BBR встречаются в узком месте

Рисунок 6 показывает, как пропускная способность нескольких потоков BBR сходится в честном разделе канала с узким местом на 100 мегабит/10 миллисекунд. Смотрящие вниз треугольные структуры - состояния соединений ProbeRTT, в которых самосинхронизация ускоряет окончательную конвергенцию.


Рисунок 6

Циклы изменения коэффициентов усиления ProbeBW (рисунок 2) стимулируют бóльшие потоки уступать полосу меньшим потокам, в результате чего каждый поток понимает своё честное состояние. Это происходит довольно быстро (несколько циклов ProbeBW), хотя несправедливость может сохраняться, если опоздавшие к началу передела потоки переоценивают RTprop из-за того, что начавшие ранее потоки (временно) создают очередь.

Чтобы выяснить настоящий RTProp, поток перемещается налево от линии BDP, используя состояние ProbeRTT: если оценка RTProp не обновляется (то есть путём замера меньшего RTT) в течение многих секунд, то BBR входит в состояние ProbeRTT, уменьшая количество отправляемых данных (inflight) до четырёх пакетов по крайней мере для одного двойного прохода, а затем возвращается в предыдущее состояние. Когда большие потоки входят в состояние ProbeRTT, то из очереди изымается много пакетов, так что сразу несколько потоков видят новое значение RTprop (новое минимальное RTT). Благодаря этому их оценки RTprop обнуляются одновременно, так что они все вместе входят в состояние ProbeRTT - и очередь уменьшается ещё сильнее, в результате чего ещё больше потоков видят новое значение RTprop, и так далее. Такая распределённая координация - ключевой фактор одновременно для честного распределения полосы и стабильности.

BBR синхронизирует потоки вокруг желаемого события, коим является пустая очередь в узком месте. В противоположность такому подходу, регулирование заторов по потере пакетов синхронизирует потоки вокруг нежелательных событий, таких как периодический рост очереди и переполнение буфера, что увеличивает задержку и потерю пакетов.

Опыт внедрения B4 WAN в Google

Сеть B4 в компании Google - это высокоскоростная сеть WAN (wide-area network), построенная на обычных дешёвых коммутаторах . Потери на этих коммутаторах с мелкими буферами происходят в основном из-за случайного наплыва небольших всплесков трафика. В 2015 году Google начала переводить рабочий трафик с CUBIC на BBR. Не было зафиксировано никаких проблем или регрессий, а с 2016 года весь трафик B4 TCP использует BBR. Рисунок 7 иллюстрирует одну причину, по которой это было сделано: пропускная способность BBR неизменно в 2-25 раз выше, чем у CUBIC. Мы видели даже большее улучшение, но обнаружили, что 75% соединений BBR ограничены буфером приёма TCP в ядре, который сотрудники отдела эксплуатации сети сознательно установили на низкое значение (8 МБ), чтобы не дать CUBIC заполонить сеть мегабайтами избыточного трафика без подтверждения доставки (если разделить 8 МБ на 200 мс межконтинентального RTT, то получится 335 Мбит/с максимум). Ручное увеличение буфера приёма на на одном маршруте США−Европа мгновенно повысило скорость передачи данных BBR до 2 Гбит/с, в то время как CUBIC остался на 15 Мбитах/с - это 133-кратное относительное увеличение пропускной способности было предсказано Мэтисом с коллегами в научной работе 1997 года.


Рисунок 7

Рисунок 7 показывает относительное улучшение BBR по сравнению с CUBIC; на врезке - интегральные функции распределения (cumulative distribution functions, CDF) для пропускной способности. Замеры произведены с помощью службы активного зондирования, которая открывает постоянные соединения BBR и CUBIC к удалённым дата-центрам, затем каждую минуту передаёт по 8 МБ данных. Зонды исследуют много маршрутов B4 между Северной Америкой, Европой и Азией.

Огромное улучшение - прямое следствие того, что BBR не использует потерю пакетов как индикатор затора. Для достижения полной пропускной способности существующим методам регулирования заторов по потере пакетов нужно, чтобы уровень потерь был меньше, чем обратный квадрат BDP (например, менее одной потери на 30 миллионов пакетов для соединения 10 Гбит/с и 100 мс). На рисунке 8 сравнивается измеренная полезная пропускная способность на различных уровнях потерь пакетов. В алгоритме CUBIC допуск на потерю пакетов является структурным свойством алгоритма, а в BBR это параметр конфигурации. По мере того, как уровень потерь в BBR приближается к максимальному коэффициенту усиления ProbeBW, вероятность измерения скорости доставки реального BtlBw резко падает, что приводит к недооценке со стороны фильтра max.


Рисунок 8

Рисунок 8 сравнивает полезную пропускную способность BBR и CUBIC в 60-секундном потоке на соединении 100 Мбит/c и 100 мс со случайными потерями от 0,001% до 50%. Пропускная способность CUBIC уменьшается в 10 раз при потерях 0,1% и полностью глохнет при более 1%. Максимальной пропускной способностью считается доля полосы за минусом потерь пакетов (). BBR держится на этом уровне до уровня потерь 5% и близко к нему до 15%.

Опыт внедрения YouTube Edge

BBR развёртывается на видеосерверах YouTube и Google.com. Google проводит небольшой эксперимент, в рамках которого малый процент пользователей случайно переводят на BBR или CUBIC. Воспроизведение видео по BBR показывает значительно улучшение всех оценок пользователями качества услуги. Возможно, потому что поведение BBR более последовательное и предсказуемое. BBR лишь немного улучшает пропускную способность соединения, потому что YouTube и так адаптирует скорость потоковой передачи до уровня гораздо ниже BtlBw, чтобы свести к минимуму излишнюю сетевую буферизацию и повторную буферизацию. Но даже здесь BBR уменьшает среднее медианное RTT на 53% в целом по миру и более чем на 80% в развивающихся странах.

Рисунок 9 показывает медианное улучшение RTT в сравнении BBR и CUBIC по статистике более 200 млн просмотров видео на YouTube, измеренных на пяти континентах в течение недели. Более половины из всех 7 млрд мобильных соединений в мире подключаются по 2.5G на скорости от 8 до 114 Кбит/с , испытывая хорошо задокументированные проблемы из-за того, что методы регулирования заторов по потере пакетов склонны переполнять буферы . Узкое место в этих системах обычно находится между SGSN (обслуживающий узел поддержки GPRS) и мобильным устройством. Программное обеспечение SGSN работает а стандартной платформе ПК с обильным количеством ОЗУ, где часто имеются мегабайты буфера между интернетом и мобильным устройством. Рисунок 10 сравнивает (эмулированную) задержку SGSN между интернетом и мобильным устройством для BBR и CUBIC. Горизонтальные линии отмечают одни из наиболее серьёзных последствий: TCP адаптируется к длительным задержкам RTT за исключением пакета SYN, инициирующего соединение, у которого фиксированный таймаут, в зависимости от операционной системы. Когда мобильное устройство получает большой массив данных (например, от автоматического обновления программного обеспечения) через SGSN с большим буфером, устройство не может установить никакое соединение в интернете, пока очередь не освободится (подтверждающий пакет SYN ACK задерживается на большее время, чем фиксированный таймаут SYN).


Рисунок 9

Рисунок 10 показывает медианные изменения RTT в устойчивом состоянии соединения и зависимость от размера буфера на соединении 128 Кбит/с и 40 мс с восемью потоками BBR (зелёным) или CUBIC (красным). BBR удерживает очередь у минимальных значений, независимо от размера буфера узкого места и количества активных потоков. Потоки CUBIC всегда заполняют буфер, так что задержка увеличивается линейно с размером буфера.


Рисунок 10

Адаптивная полоса в мобильной сотовой связи

Сотовые системы адаптируют полосу пропускания для каждого пользователя частично в зависимости от прогноза запросов, в котором учитывается очередь пакетов, предназначенная для этого пользователя. Ранние версии BBR были настроены таким образом, чтобы создавать очень маленькие очереди, из-за чего соединения стопорились на низких скоростях. Увеличение пикового значения pacing_gain для ProbeBW и увеличение очередей привело к уменьшению заглохших соединений. Это показывает возможность великолепной адаптации для некоторых сетей. С текущим значением пикового коэффициента усиления не проявляется никакой деградации ни в какой сети, по сравнению с CUBIC.

Задержанные и растянутые пакеты ack

Сети сотовой связи, WiFi и широкополосные сети часто задерживают и скапливают пакеты ack . Когда inflight ограничивается одним BDP, это приводит к срывам, снижающим пропускную способность. Увеличение коэффициента cwnd_gain ProbeBW до двух позволило продолжить ровную передачу на прогнозируемой скорости доставки, даже когда пакеты ack задерживались до значения в один RTT. Это в значительной степени предотвращает срывы.

Ограничители текущего ведра

Первоначальное развёртывание BBR на YouTube показал, что большинство интернет-провайдеров в мире искажают трафик с помощью ограничителей скорости по алгоритму текущего ведра . Ведро обычно полно в начале соединения, так что BBR узнаёт параметр BtlBw для лежащей в основе сети. Но как только ведро опустошается, то все пакеты, отправленные быстрее, чем (намного меньшая, чем BtlBw) скорость наполнения ведра, отбрасываются. BBR в конце концов узнаёт эту новую скорость доставки, но цикличное изменение коэффициента усиления ProbeBW приводит к постоянным умеренным потерям. Чтобы минимизировать потери полосы восходящего потока и увеличение задержек приложения от этих потерь, мы добавили специальный детектор ограничителей и явную модель ограничителей в BBR. Мы также активно изучаем лучшие способы устранить вред от работы ограничителей скорости.

Конкуренция с методами регулирования заторов по потерям пакетов

BBR сводится к честному разделению полосы пропускания узкого места, будь то в конкуренции с другими потоками BBR или с потоками под управлением методов регулирования заторов по потерям пакетов. Даже когда последние заполняют доступный буфер, ProbeBW всё ещё надёжно сдвигает оценку BtlBw в сторону честного разделения потоков, а ProbeRTT считает оценку RTProp достаточно высокой для сходимости «око за око» к честному разделению. Однако неуправляемые буферы маршрутизаторов, превышающие некоторые BDP, заставляют устаревших конкурентов с регулированием заторов по потерям пакетов раздувать очередь и захватывать больше, чем им причитается по-честному. Устранение этого - ещё одна область активных исследований.

Заключение

Переосмысление методов регулирования заторов приносит огромную пользу. Вместо использования событий, таких как потери или занятие буфера, которые лишь слабо коррелируют с заторами, BBR начинает с формальной модели заторов Клейнрока и связанной с ней оптимальной рабочей точки. Досадный вывод о «невозможности» одновременного определения критически важных параметров задержки и полосы пропускания обходится с помощью наблюдения, что их можно прогнозировать одновременно. Затем последние достижения в системах управления и теории оценивания применяются для создания простого распределённого контура управления, который приближается к оптимуму, полностью используя сеть при сохранении маленькой очереди. Реализация BBR от Google доступна в ядре Linux с открытым исходным кодом и детально описана в приложении к этой статье.

Технология BBR используется на бэкбоне Google B4, на порядки улучшая пропускную способность по сравнению с CUBIC. Она также разворачивается на веб-серверах Google и YouTube, в значительной степени уменьшая задержку на всех пяти континентах, протестированных к настоящему времени, а особенно сильно в развивающихся странах. Технология BBR работает исключительно на стороне отправителя и не требует изменений в протоколе, у получателя или в сети, что позволяет развёртывать её постепенно. Она зависит только от RTT и уведомлений о доставке пакетов, так что её можно применять в большинстве транспортных протоколов интернета.

Выражение признательности

Авторы благодарны Лену Клейнроку за указание, как нужно правильно регулировать заторы. Мы в долгу перед Ларри Бракмо (Larry Brakmo) за новаторскую работу над системами регулирования заторов Vegas и New Vegas, которые предвосхитили многие элементы BBR, а также за его советы и руководство на начальном этапе разработки BBR. Мы также хотели бы поблагодарить Эрика Думазета (Eric Dumazet), Нандиту Дуккипати (Nandita Dukkipati), Яну Айенгар (Jana Iyengar), Яна Светта (Ian Swett), Фитца Ноулана (M. Fitz Nowlan), Дэвида Уэзерала (David Wetherall), Леонидаса Контотанассиса (Leonidas Kontothanassis), Амина Вахдата (Amin Vahdat) и группы разработки Google BwE и инфраструктуры YouTube за их неоценимую помощь и поддержку.

Приложение - подробное описание

Машина состояний для последовательного зондирования

Коэффициент усиления pacing_gain управляет, как быстро отправляются пакеты относительно BtlBw, и это ключ к интеллектуальной функции BBR. При pacing_gain больше единицы увеличивается inflight и уменьшается промежуток между поступлениями пакетов, что передвигает соединение в правую часть на рисунке 1. При pacing_gain меньше единицы происходит обратный эффект, соединение передвигается влево.

BBR использует pacing_gain для реализации простой машины последовательного зондирования состояний, которая чередуется между тестированием на бóльшую полосу и тестированием на меньшее время двойного прохода пакета. (Необязательно тестировать на меньшую полосу, потому что она обрабатывается автоматически фильтром BtlBw msx: новые измерения отражают падение, так что BtlBw скорректирует себя сразу, как только последние старые изменения уберутся из фильтра по таймауту. Фильтр RTprop min таким же образом обрабатывает увеличение пути доставки).

Если увеличивается пропускная способность бутылочного горлышка, BBR должен отправлять данные быстрее, чтобы обнаружить это. Точно так же, если меняется реальное время двойного прохода пакета, это меняет BDP, и поэтому BDP должен отправлять данные медленнее, чтобы удержать inflight ниже BDP для измерения нового RTprop. Поэтому единственный способ обнаружить эти изменения - проведение экспериментов, отправляя быстрее для проверки увеличения BtlBw или отправляя медленнее для проверки уменьшения RTprop. Частота, масштаб, продолжительность и структура этих экспериментов различаются в зависимости от того, что уже известно (запуск соединения или стабильное состояние) и от поведения приложения, которое отправляет данные (прерывистое или постоянное).

Устойчивое состояние

Потоки BBR тратят бóльшую часть своего времени в состоянии ProbeBW, зондируя полосу с помощью метода под названием gain cycling , что помогает потокам BBR достичь высокой пропускной способности, низкой задержки в очереди и сходимости в честном разделе полосы. Используя gain cycling , BBR циклично пробует ряд значений для коэффициента усиления pacing_gain . Используется восемь фаз цикла со следующими значениями: 5/4, 3/4, 1, 1, 1, 1, 1, 1. Каждая фаза обычно идёт в течение прогнозируемого RTprop. Такой дизайн позволяет циклу коэффициента сначала зондировать канал на бóльшую пропускную способность со значением pacing_gain больше 1.0, а затем рассредотачивать любую образовавшуюся очередь с помощью pacing_gain на такую же величину меньше 1.0, а затем двигаться на крейсерской скорости с короткой очередью коэффициентов ровно 1.0. Средний коэффицент усиления для всех фаз равняется 1.0, потому что ProbeBW стремится к среднему значению, чтобы уравняться с доступной полосой пропускания и, следовательно, сохранить высокую степень использования полосы, не увеличивая при этом очередь. Обратите внимание, что хотя циклы изменений коэффицента изменяют pacing_gain , но значение cwnd_gain неизменно остаётся равным двум, поскольку задержанные и растянутые пакеты подтверждения могут появиться в любой момент (см. главу о задержанных и растянутых пакетах ack).

Более того, для улучшения смешивания потоков и справедливого разделения полосы, и для уменьшения очередей, когда многочисленные потоки BBR совместно используют узкое место, BBR случайным образом изменяет фазы цикла ProbeBW, случайно выбирая первую фазу среди всех значений, кроме 3/4. Почему цикл не начинается с 3/4? Главная задача этого значения коэффициента - рассредоточить любую очередь, которая может образоваться во время применения коэффициента 5/4, когда канал уже полный. Когда процесс выходит из состояния Drain или ProbeRTT и входит в ProbeBW, то очередь отсутствует, так что коэффициент 3/4 не выполняет свою задачу. Применение 3/4 в таком контексте имеет только негативный эффект: заполнение канала в этой фазе будет 3/4, а не 1. Таким образом, начало цикла с 3/4 имеет только негативный эффект, но не имеет положительного, а поскольку вход в состояние ProbeBW происходит на старте любого соединения достаточно долго, то BBR использует эту маленькую оптимизацию.

Потоки BBR действуют сообща, чтобы периодически опустошать очередь в узком месте при помощи состояния, которое называется ProbeRTT. В любом состоянии кроме самого ProbeRTT, если оценка RTProp не обновлялась (например, посредством замера меньшего RTT) более 10 секунд, то BBR входит в состояние ProbeRTT и уменьшает cwnd до очень маленького значения (четыре пакета). Сохраняя такое минимальное количество пакетов «в полёте» по крайней мере 200 мс и на протяжении одного времени двойного прохода пакета, BBR выходит из состояния ProbeRTT и входит или в Startup, или в ProbeBW, в зависимости от оценки, заполнен ли уже канал.

BBR создан, чтобы работать бóльшую часть времени (около 98%) в состоянии ProbeBW, а остальное время - в ProbeRTT, основываясь на наборе компромиссов. Состояние ProbeRTT продолжается достаточно долго (по крайней мере, 200 мс), чтобы позволить потокам с разными RTT иметь параллельные состояния ProbeRTT, но в то же время оно продолжается достаточно короткий промежуток времени, чтобы ограничить снижение производительности примерно двумя процентами (200 мс / 10 секунд). Окно фильтра RTprop (10 секунд) достаточно маленькое, чтобы быстро подстроиться под изменение уровня трафика или изменение маршрута, но при этом достаточно большое для интерактивных приложений. Такие приложения (например, веб-страницы, вызовы удалённых процедур, фрагменты видео) часто демонстрируют естественные периоды молчания или малой активности в раках этого окна, где скорость потока достаточно низкая или достаточно продолжительная, чтобы рассредоточить очередь в узком месте. Затем фильтр RTprop оппортунистически подбирает эти измерения RTprop, а RTProp обновляется без необходимости задействовать ProbeRTT. Таким образом, потокам обычно требуется всего лишь жертвовать 2% полосы, если многочисленные потоки обильно заполняют канал на протяжении целого окна RTProp.

Поведение при запуске

Когда запускается поток BBR, он осуществляет свой первый (и самый быстрый) последовательный процесс зондирования/опустошения очереди. Сетевая пропускная способность изменяется в диапазоне 10 12 - от нескольких бит до 100 гигабит в секунду. Чтобы выяснить значение BtlBw при таком гигантском изменении диапазона, BBR осуществляет двоичный поиск в пространстве скорости. Он очень быстро находит BtlBw ( двойных проходов пакетов), но за счёт создания очереди в 2BDP на последнем этапе поиска. Поиск выполняется в состоянии Startup в BBR, а опустошение создавшейся очереди - в состоянии Drain.

Сначала Startup экспоненциально увеличивает скорость отправки данных, удваивая её на каждом раунде. Чтобы добиться такого быстрого зондирования наиболее спокойным образом, при запуске значения коэффициентов усиления pacing_gain и cwnd_gain установлены на , в минимальное значение, которое позволяет удваивать скорость отправки данных на каждом раунде. Как только канал заполняется, коэффициент cwnd_gain ограничивает размер очереди значением .

В состоянии запуска соединения BBR оценивает, заполнен ли канал, с помощью поиска плато в оценке BtlBw. Если обнаруживается, что прошли несколько (три) раунда, где попытки удвоить скорость доставки реально не даёт большой прибавки скорости (менее 25%), то он считает, что достиг BtlBw, так что выходит из состояния Startup и входит в состояние Drain. BBR ждёт три раунда, чтобы получить убедительные доказательства, что наблюдаемое отправителем плато скорости доставки не является временным эффектом под влиянием окна приёма. Ожидание трёх раундов даёт достаточно времени для автоматической настройки на стороне получателя, чтобы раскрыть окно приёма и чтобы отправитель по BBR обнаружил необходимость увеличения BtlBw: в первом раунде алгоритм автоматической настройки окна приёма увеличивает окно приёма; во втором раунде отправитель заполняет увеличившееся окно приёма; в третьем раунде отправитель получает образцы с увеличенной скоростью доставки. Такой предел в три раунда доказал себя по результатам внедрения на YouTube.

В состоянии Drain алгоритм BBR стремится быстро опустошить очередь, которая образовалась в состоянии запуска соединения, перейдя в режим pacing_gain с обратными значениями, чем те, которые использовались в состоянии Startup. Когда количество пакетов в полёте соответствует оценке BDP, это означает, что BBR оценивает очередь как полностью опустошённую, но канал по-прежнему заполнен. Тогда BBR выходит из состояния Drain и входит в ProbeBW.

Заметьте, что запуск соединения BBR и медленный старт CUBIC оба изучают пропускную способность узкого места экспоненциально, удваивая скорость отправки на каждом раунде. Однако они кардинально отличаются. Во-первых, BBR более надёжно определяет доступную пропускную способность, поскольку он не прекращает поиск в случае потери пакета или (как Hystart у CUBIC ) увеличения задержки. Во-вторых, BBR плавно наращивает скорость отправки, в то время как у CUBIC на каждом раунде (даже с pacing) происходит всплеск пакетов, а потом период тишины. Рисунок 4 показывает количество пакетов в полёте и наблюдаетмое время RTT для каждого сообщения о подтверждении у BBR и CUBIC.

Реагирование на переходные ситуации

Сетевой путь и проход трафика по нему могут испытывать внезапные драматические изменения. Чтобы плавно и надёжно адаптироваться к ним, а также уменьшить потери пакетов в этих ситуациях, BBR использует ряд стратегий, чтобы реализовать свою базовую модель. Во-первых, BBR расценивает как цель, к которой текущий cwnd осторожно приближается снизу, увеличивая cwnd каждый раз не более чем на количество данных, для которых пришли подтверждения доставки. Во-вторых, при таймауте повторной передачи, который означает, что отправитель считает потерянными все пакеты в полёте, BBR консервативно снижает cwnd до одного пакета и отправляет единственный пакет (точно как алгоритмы регулирования заторов по потере пакетов, такие как CUBIC). В конце концов, когда отправитель замечает потерю пакета, но в полёте всё ещё есть пакеты, на первом этапе процесса по восстановлению потерь BBR временно снижает скорость отправки до уровня текущей скорости доставки; на втором и последующих раундах восстановления потерь он проверяет, что скорость отправки никогда не превышает текущую скорость доставки более чем в два раза. Это значительно снижает потери в переходных ситуациях, когда BBR сталкивается с ограничителями скорости или конкурирует с другими потоками в буфере, сравнимого размером с BDP.

Ссылки

1. Abrahamsson, M. 2015. TCP ACK suppression. Почтовый список рассылки IETF AQM;

В этой статье мы изложим некоторые понятия, которыми нужно пользоваться при выборе корпусного вентилятора и расскажем о характерных для разных видов вентиляторов особенностях. Кроме того, мы проведем тестирование 120 мм вентилятора akasa Amber AK-183-L2B, который уже больше года служит в качестве активного элемента системы процессорного охлаждения Thermaltake Sonic Tower, используемой при тестировании процессоров и видеокарт. И надо отметить, что он вполне заслужил право стать первым героем в серии обзоров посвященных вентиляторам на нашем ресурсе.

Вопросами, на которые мы постараемся ответить, будут...

Какие требования можно предъявить к корпусному вентилятору?

  1. Уровень производительности.
  2. Уровень шума.
  3. Внешний вид (наличие и вид подсветки).
  4. Дополнительные возможности (поддержка питания PWM, наличие регулятора скорости, комплектация антивибрационным креплением).

В чем заключаются основные отличия корпусных вентиляторов?

1.Габаритные размеры – размер крыльчатки.

Для создания внутренней вентиляции в корпусе в большинстве случаев применяются вентиляторы с типоразмером равным 80 мм, 92 мм или 120 мм, так как для их установки в корпусе изначально предусматриваются монтажные отверстия. Совершенно понятно, что чем больше размер крыльчатки у вентилятора, тем выше у него способность нагнетать воздушный поток. Поэтому вентилятору с меньшим размером для достижения показателей эффективности больших моделей придется вращаться с более высокой скоростью и, соответственно, издавать значительно больше шума. Собственно по этой причине популярностью пользуются именно большие 120 мм вентиляторы.

Для наглядности этих свойств, можно сравнить характеристики моделей вентиляторов одной серии компании Xinruilian Science & Technology Co. , имеющие разные размеры:

Размер, мм

Скорость об/мин

Воздушный поток, CFM

Уровень шума, дБ

Давление, мм H 2 0

Судя по приведенным характеристикам моделей можно сделать вывод, что при одинаковой скорости вращения 92 мм вентилятор будет в 1,65 раз более производительным, чем 80 мм, а 120 мм вентилятор будет в два раза эффективней 92 мм модели, с учетом того, что все вентиляторы обладают одним типом крыльчатки.

Помимо разных диаметров крыльчатки, также не менее важным является размер профиля или глубины вентилятора. «Классическим» для обычных корпусов есть 25 мм профиль. С меньшим профилем вентиляторы называют низкопрофильными, а с большим – высокопрофильные. От величины профиля напрямую зависит сила воздушного потока, которая характеризуется в спецификации величиной максимального давления.

Для примера сравним характеристики двух 120 мм моделей – с обычным профилем и высоким профилем, работающих на одной скорости вращения.

Размер, мм

Скорость об/мин

Воздушный поток, CFM

Уровень шума, дБ

Давление, мм H20

Из таблицы видно, что высокопрофильный вентилятор отличается лишь лучшим показателем максимального давления воздушного потока. В обычных компьютерных системах нет нужды в создании избыточного давления, поэтому эти вентиляторы не находят в них применения. В большинстве случаев высокопрофильные вентиляторы используются в серверах, кроме того они имеют повышенную скорость вращения и как следствие достаточно большой рабочий шум.

2.Тип подшипника.

В вентиляторах используют три основных типа подшипника: скольжения, комбинированный вариант скольжения и качения, и состоящий из двух подшипников качения. Кроме этих типов подшипника, заметно реже, встречаются гидродинамические виды, которые специально разрабатываются отдельно некоторыми производителями.

Чаще всего, определить тип подшипника можно по наличию в названии модели вентилятора следующих индексов, хотя всегда желательно сверяться с официальной спецификацией:

S (sleeve ) – подшипник скольжения, который по сути является втулкой;
С (combo ) - один шарикоподшипник и короткая втулка;
B (ball) или 2B (2 ball) – два шарикоподшипника.

Самым простым и дешевым, но, к сожалению, не особо долговечным является подшипник скольжения. Этот подшипник имеет вид небольшой медной втулки, внутри которой, вращаясь, скользит вал (стержень) крыльчатки. Новый вентилятор со смазанным подшипником скольжения может быть совершенно бесшумным, но по истечению времени это свойство может и потеряется. При отсутствии должного уровня смазки довольно быстро происходит «выработка» втулки, из-за чего вентилятор начинает шуметь. Кроме того, при отсутствии смазки, работая в зоне с повышенной температурой, вентилятор может совсем заклинить. Особенно наглядно этот факт демонстрируют случаи с недорогими китайскими блоками питания, в которых не редко бывали случаи остановки вентилятора на подшипнике скольжения, обеспечивающего охлаждение силовых полупроводниковых элементов. В результате чего блок питания выходил из строя.

Комбинированный вариант подшипника имеет сравнительно больший ресурс работы подшипника.

Подшипник, состоящий из двух шарикоподшипников, является наиболее дорогим, но в тоже время, более долговечным вариантом. Такой тип подшипника может свободно работать в зоне с повышенной температурой. Но в тоже время часто среди таких вентиляторов можно встретить экземпляры, издающие достаточно громкий и неприятный шум. Подобная картина особенно характерна для дешевых вентиляторов, потому как от качества изготовления миниатюрного подшипника напрямую зависят шумовые характеристики всей конструкции. Поэтому, если вы выбираете продукт на шарикоподшипниках, ни в коем случае не гонитесь за его дешевизной, потому как даже более дорогие модели редко бывают тихими.

3. Класс двигателя.

Все корпусные вентиляторы работают на четырехполюсных двигателях постоянного тока. По скорости все они классифицированы на три категории: до 2000 об/мин тихоходные, от 2000 до 3000об/мин средние и свыше 3000 об/мин быстроходные. Узнать класс двигателя вентилятора зачастую можно по индексу в его наименовании, которое часто указывается на наклейке:

L (low ) – тихоходный (до 2000 об/мин);
M (middle ) – средний (от 2000 до 3000 об/мин);
H (high ) – быстроходный (свыше 3000 об/мин).

Что характеризуют данные, приведенные в спецификации производителей?

Скорость вращения вентилятора измеряется в количестве оборотов за одну минуту (RPM - rotations per minute). Так как сама скорость вентилятора может меняется почти прямо пропорционально напряжению питания, то приведенная в спецификации величина соответствует номинальному напряжению его питания. Чем выше скорость вращения, тем более эффективен вентилятор, но и, обычно, более шумный.

Воздушный поток может указываться в CFM (cubic feet per minute, CFM) - кубический фут в минуту или в кубических метрах в час (м 3 /ч). При этом 1 CFM ≈ 1,7 м 3 /ч. Данная величина отображает количество «перекачанного» воздуха за определенный промежуток времени при условии полного отсутствия сопротивления воздушному потоку, то есть при равном воздушном давлении с обеих сторон вентилятора. Конечно, чем больше эта величина, тем лучше.

Статическое давление воздушного потока вентилятора обычно приводится в мм водяного столба и характеризует силу воздушного потока, которую может создавать вентилятор.

Напомним, что давление вычисляется по формуле P=F/S. То есть давление есть отношением силы воздушного потока к площади на которую она действует. В спецификации указывается максимальное значение воздушного потока, которую создает вентилятор, когда он из-за сопротивления не может создавать воздушный поток.

Всю характеристику вентилятора можно увидеть на графике «Кривая производительности».

Кривая производительности представляет зависимость воздушного потока от давления. Самая верхняя точка кривой, находящаяся на оси, является как раз ни чем иным, как максимальным давлением, которое приводится в спецификации. Нижняя точка кривой, лежащая на другой оси, соответствует максимальному воздушному потоку вентилятора, когда ему не приходиться создавать давление. В реальных условиях, а именно в корпусе, воздушный поток должен преодолевать некоторое сопротивление. Каждый корпус индивидуально имеет свою степень сопротивления. Сопротивление системы будет выражаться наклонной на графике, а точка пересечения прямой и кривой является ни чем иным как рабочей точкой вентилятора в нашей условной системе.

Ресурс вентилятора измеряется количеством тыс. часов, в течение которого вентилятор должен работать и обеспечивать заявленные характеристики. Автору статьи до конца не известно, в каких рабочих условиях достигаются приводимые величины, так как от условий работу напрямую зависит срок службы. Подразумевается, что вентилятор способен без потери своих шумовых качеств отработать указанное число часов. Ресурс во многом зависит от типа и качества подшипника. Для подшипников скольжения обычно указывают 30 000 часов, для комбинированного – 45 000 часов, а для двойного шарикоподшипника приводятся значения в 60 000 часов и выше.

В большинстве случаев вентилятор на подшипнике скольжения довольно тихо может работать около года, хотя производители заявляют цифру в 30 тыс. Потому не следует относиться к этим числам предвзято - они достаточно относительны. И если покопаться, то окажется, что производитель подразумевал еще и периодическое обслуживание вентиляторов, т.е. смазку, которую обычные пользователи редко производят.

Теперь снова вернемся к герою нашего обзора вентилятору akasa AK-183-L2B и посмотрим на его спецификацию:

akasa AK-183-L2B

Размер, мм

Скорость вращения, об/мин

Воздушный поток, CFM

Давление, мм H20

Ресурс, ч

Тип подшипника

два качения

3-контактный

Уровень шума, дБ

Напряжение питания, В

Сайт производителя

Средняя цена

Вентилятор akasa AK-183-L2B упакован в прозрачную пластиковую упаковку. В упаковке с обратной стороны находится картонный лист синего цвета, подчеркивающий прозрачный корпус и полупрозрачную янтарно-желтую крыльчатку вентилятора. В общем, все оформлено в привычном фирменном сине-желтом цвете компании Akasa Group.

С обратной стороны картонной вкладки на пяти разных языках приведена спецификация.

Кроме вентилятора в самом низу упаковки вложена небольшая картонная коробка черного цвета с надписью в переводе звучащей как «3-4 контактный переходник».

Поэтому совершенно не удивительно, что в коробке находился таки переходник, позволяющий подключать вентилятор от разъемов периферийных устройств, и кроме того, дополнительно имеющий 3-контактный разъем для контроля скорости вращения вентилятора. Также в небольшой черной коробке находилось четыре винта для установки вентилятора в корпус.

Корпус вентилятора akasa AK-183-L2B сделан из белого прозрачного пластика, а его крыльчатка - из янтарно-желтого полупрозрачного пластика. Собственно, если рассматривать весь ассортимент продукции компании akasa, то в нем редко попадаются какие-то простые и стандартные решения, потому как компания занимается распространением товаров по большей части рассчитанных именно для моддинга. Но это совершенно не значит, что если вы не относите себя к касте моддеров и привыкли оценивать товар только из практических соображений, то этот вентилятор и остальной похожий товар вам не подходит. На самом деле, при производстве продукции для так называемых непростых пользователей, моддеров или оверлокеров, всегда подразумевается повышенное внимание в первую очередь к качеству изготовления и несколько более высоким его свойствам. Поэтому, совершенно не удивительно, что почти всегда потребительские качества подобной продукции оказываются выше, чем у простых товаров.

Внешне вентилятор, безусловно, выделяется в первую очередь красивым сочетанием желтого и белого цвета, и кажется, что подобный вентилятор просто обязан иметь подсветку, но на самом деле ее нет. С точки зрения аэродинамики, никаких новшеств или ноу-хау в вентиляторе не реализовано – простая семилопастная крыльчатка.

Вентилятор akasa AK-183-L2B относится к тихоходным моделям, его номинальная скорость вращения составляет 1400 об/мин при этом максимальный поток воздуха может достигать величины в 44,8 CFM, а статическое давление 1,1 мм водяного столба. Характеристики ни сверхвысокие и достаточно обычные, но это не удивительно, так как для корпусного вентилятора домашней системы в первую очередь ставятся повышенные требования к шуму.

И в этом плане по спецификации указывается достаточно низкая величина шума равная 18 дБ. Надо отметить, что вентилятор akasa AK-183-L2B основан на двух шарикоподшипниках, а его ресурс по данным производителя составляет 80 000 часов. Привычным значением для шарикоподшипников являются значения в 60 000 часов, поэтому несколько увеличенное значение дает повод надеяться на более качественный подход к их изготовлению, потому как мы уже отмечали, именно качество изготовления шарикоподшипника определяет его шумовые характеристики.

Вентилятор питается от 3-контактного разъема питания, не поддерживающий широтно-импульсные источники питания.

Тестирование

Практическая часть теста состоит из двух этапов тестирования создаваемого воздушного потока вентилятора на номинальных оборотах, а также оценки его громкости на слух.

Тест №1

В первом тесте вентилятор будет выполнять роль активного элемента кулера Thermalright SI-128. Тестирование производится в открытом корпусе, и основным контролируемым параметром является температура нагрева разогнанного до частоты 2,8 ГГц процессора Intel Core 2 Duo E6300 и температура системной платы.

Тест №2

Во втором тесте вентилятор будет применяться по прямому назначению в качестве корпусного вентилятора, установленного на задней панели и работающего на выдув. Во время теста корпус будет закрыт и никаких других включенных вентиляторов в нем не будет. Основным контролируемым параметром также будет температура нагрева процессора Intel Core 2 Duo E6300, но теперь без разгона, на который установлена пассивная система охлаждения Thermaltake Sonic Tower (CL-P0071) и температура системной платы. Результат теста фиксируется после 10 минутного «прогона» стресс-теста процессора в приложении Everest.

Тестовая конфигурация платформы с процессором Intel состоит из следующих компонентов:

Материнская плата

Gigabyte GA-965P-DS4 (Intel P965 Express)

Процессор

Intel Core 2 Duo E6300 (LGA775, 1,86 ГГц, L2 2 Мб) @2,8 ГГц

Оперативная память

2 х DDR2-800 1024 Мб Apacer PC6400

Видеокарта

EVGA GeForce 8600GTS 256 Mб DDR3 PCI-E

Жесткий диск

Samsung HD080HJ, 80 Гб, SATA-300

Оптический привод

ASUS DRW-1814BLT SATA

Блок питания

Chieftec CFT-500-A12S 500W, 120 мм вентилятор

CODEGEN M603 MidiTower

Вентилятор akasa AK-183-L2B демонстрирует хорошую производительность на равне с остальными конкурентами. Достаточно низкий заявленный уровень шума в 18 дБ мы можем подтвердить лишь своим субъективным мнением. Указанная величина действительно вполне соответствует реальному уровню шуму - на максимальных оборотах он издает небольшой гул.

Выводы.

Вентилятор akasa AK-183-L2B не является исключительно моддинговым красивым украшением, как может сразу показаться покупателю. Он может создать достаточно большой воздушный поток, а, самое главное, издает при этом достаточно низкий уровень шума. Если же учитывать его приемлемую стоимость как для качественной модели шарикоподшипникового вентилятора, то в этой категории товаров по соотношению цена/потребительские качества он будет одним из лучших. Повторимся, что в нашей тестовой лаборатории вентилятор akasa AK-183-L2B успел поработать уже больше года, и его шумовые качества за это время практически не изменились.

Достоинства:

  • создает большой воздушный поток;
  • низкий уровень шума;
  • хорошее соотношение цена/потребительские качества.

К недостаткам отнесем:

  • отсутствие поддержки PWM.

Выражаем благодарность фирме ООО ПФ Сервис (г. Днепропетровск) за предоставленное для тестирования оборудование.

Статья прочитана 4585 раз(а)

Подписаться на наши каналы